Патриоты
России
Честность, справедливость, здравый смысл
Общественно-политическая газетаэлектронная версия
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
    
календарь выборов
До выборов в Госдуму осталось
дней
До выборов президента осталось
дней
До региональных выборов осталось
дней
Баллада о Москве
В Москве принято решение начать грандиозную программу по сносу 25 млн. кв. м жилья в «хрущевках». Более 1,5 млн. москвичей будет предложено переселиться в новое жилье. Вот только «куда?» и «будет ли это жилье «равноценным?» - большой вопрос. Многих терзают сомнения.
Борис ВЛАХКО, поэт Читать статью...
наши партнеры

Сносить нельзя реконструировать
Почему Союз московских архитекторов и Академии архитектурного наследия против проекта реновации московских «хрущевок»

7 апреля в Центральном Доме архитектора прошло заседание Совета по градостроительному развитию Москвы по теме «Новый снос старой Москвы». Законопроект №120505-7 о сносе домов обсудили на заседании Совета Союза московских архитекторов по градостроительному развитию Москвы и Академии архитектурного наследия (ААН).   

Полное название законопроекта - «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве».   

Подробный доклад об истории проектирования, строительства и эксплуатации микрорайонов с 5-этажной застройкой представила З. В. Харитонова, зам. председателя Совета, заслуженный архитектор РФ, кандидат архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).

В обсуждении приняли участие члены бюро Совета: кандидат архитектуры, почетный архитектор РФ Н. Ю. Григорьева; кандидат архитектуры А. А. Мелихова; член НМС Минкульта РФ, архитектор И. В. Матюшина; доктор архитектуры, академик РААСН Ю. П. Бочаров; консультант бюро Совета, историк Н. С. Григорьева; ведущий заседание, заместитель председателя Совета, академик ААН М. Н. Гурари, а также представители инициативных групп москвичей. 

По итогам доклада и обсуждения в резолюцию включены следующие соображения:

1. Главный тезис Программы реновации (об экономической выгоде сноса и нового строительства по сравнению с ремонтом и реконструкцией морально устаревших серий домов) не обоснован, поскольку не учитывает в полном объеме долгосрочных затрат города и личных средств граждан, а также существенных градостроительных, социальных, экологических и иных последствий в перспективе. Поэтому возникает ряд аргументов против поспешного решения о сносе как единственного пути разрешения проблем.

2. По оценкам девелоперских компаний, при сносе, чтобы не понести убытки, нужно построить на той же территории жилья в 1,5-3 раза больше сносимого. Учитывая суммарную площадь переселяемого фонда (более 25 млн. кв. м.), надо построить 37-75 млн. кв. м., т. е. поселить в срединном поясе Москвы дополнительно до 3 млн. жителей, усиливая таким образом, перегрузку всех градостроительных систем мегаполиса.

3. При кратном увеличении плотности, а следовательно, техногенной нагрузки потребуются затраты на реконструкцию в поясе реновации и значительное наращивание инженерно-технической, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры. От переселяемых жителей также потребуются значительные совокупные затраты личных средств и времени на переезд, обустройство и т. д. Эти затраты при сносе следует учитывать при сопоставлении с затратами на реконструкцию сохраняемого жилого фонда.

4. При повышении плотности заселения неизбежно сократится необходимое по нормативам пространство для скверов, парков, детских и спортивных площадок, социальных объектов. При уплотнении застройки и ее повышении будет уменьшена освещенность жилья и дворовых территорий, ухудшены экологические и эпидемические показатели, повышены риски пожарной опасности и других ЧС, концентрация автомобилей превысит допустимые нормы. Следует проанализировать, во что обойдется в перспективе преодоление последствий повышения техногенной и экологической нагрузки на территорию реновации и в целом на мегаполис.

5. При осуществлении Программы сноса уничтожается проработанная отечественными градостроителями и проверенная жизнью система микрорайонов, где постройки и дворовые пространства сомасштабны человеку, создан сбалансированный набор инфраструктуры, обеспечены безопасные пути для детей в школу и т.д. Социальные последствия сноса обжитых за полвека микрорайонов выразятся в атомизации московского социума, в разрушении сложившихся связей между жителями, семьями, поколениями, уничтожении традиционных для Москвы и для всей нашей страны устойчивых соседских сообществ.

6. Большой объем сноса и нового строительства не только повышает техногенную нагрузку, но на долгий срок ухудшает качество жизни в реконструируемых кварталах (перманентное состояние стройки, внутренний ремонт), требует от жителей корректировки жизненных планов и значительной мобилизации всех семейных ресурсов. Нельзя не учитывать социально-нравственный аспект: «квартирный вопрос» затрагивает судьбы семей, когда одним махом невозможно разрешить разные проблемы, требующие разных решений. Так, расселение растущих семей может и должно лежать в плоскости развития системы аренды жилья, стимулирования девелоперов и риэлторов к расширению этого сегмента рынка и, возможно, государственного субсидирования молодых семей на таком направлении. Не повсеместный снос, а разработка этой долгосрочной программы с продуманными решениями столь раздельных проблем реально поспособствовала бы решению «квартирного вопроса» в перспективе.

7. Зарубежный опыт градостроительной реконструкции свидетельствует, что снос исторически обжитой застройки, крупномасштабное выселение столичных жителей на периферию и замена их другим контингентом согласно имущественному цензу ведет к качественному перерождению всей системы мегаполиса и обострению социальной напряженности. Поэтому необходимо проводить меры по стабилизации сложившейся в городе структуры населения, в том числе —  законодательно закрепить гарантии сохранения места жительства для переселенцев.

8. Улучшению внешнего вида новых зданий вряд ли будет способствовать разрешение на массовое использование экономичных типовых проектов, утвержденное правительством России 4 апреля 2017 года. При увеличении высотности новой застройки срединного пояса с 5 до 17-25 этажей облик города полностью изменится, будет окончательно искажены исторические панорамы Москвы, составляющие сакральный образ столицы России.

9. В Программе сноса пяти- и девятиэтажных зданий не проанализированы экономические и социальные результаты реконструкции малоэтажных домов в Москве (СЗАО), во Франции, Германии и других странах. Союз архитекторов России провел ряд конкурсов на проекты реконструкции пятиэтажных зданий, наработки которых целесообразно использовать.

10.Заявленные объемы сноса и нового строительства по оценке экспертов потребуют дополнительного привлечения застройщиков с периферии, что создаст новый импульс оттока людских и инвестиционных ресурсов из регионов и дальнейшей концентрации их в Московском мегаполисе, усиливая опасный дисбаланс структуры расселения по территории России.

11. Проект предлагаемой Программы реновации содержит ряд юридических ошибок, неясностей и противоречий положениям Конституции РФ (нарушение прав собственников и др.), Гражданского и Градостроительного кодексов РФ, что указано в докладе председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г. П. Хованской на заседании Комитета 4 апреля 2017 г.

12. На территории России, по оценкам экспертов, более 40 млн. человек живут в домах с «удобствами на дворе».  Снос в Москве капитальных домов со стенами в 2,5 кирпича, с бетонными перекрытиями, с полным инженерным обеспечением, т.е. со всеми удобствами (кроме лифта и сомнительного по целесообразности мусоропровода), расположенных в благоустроенных микрорайонах с развитой инфраструктурой вызовет непонимание у жителей ветхих и аварийных домов в других регионах нашей страны и социальную напряженность в преддверии выборов 2018 г.

13. Программа существенно изменяет утвержденные показатели Генплана Москвы до 2020 года: численность постоянного и дневного населения, территориальный баланс функциональных зон города и др. Она должна быть проработана в составе нового Генплана, учитывающего также и новые линии метро, ввод ЦТК, обновление базы данных кадастрового учета и др.

Проект столь крупного градостроительного мероприятия, результаты которого могут существенно повлиять на социально-экономическую ситуацию в столице и на периферии, необходимо доработать с участием профессионального сообщества и с учетом предложений населения.  Инициатива реновации аварийного и ветхого жилья не должна обернуться очередной «градостроительной ошибкой», сопровождаемой непредсказуемыми стратегическими последствиями.

 

Анастасия ВЛАДИМИРСКАЯ


19 апреля 2017


Фото дня
В центре Москвы открылась Аллея правителей России. На ней 33 бюста - пока от Рюрика до Александра Керенского. По словам автора Зураба Церетели, аллея будет пополнена еще восемью бюстами руководителей СССР.
новости
Все новости
Вопрос раскулачивания в Москве стоит остро
Наталья Зубаревич, экономист, профессор географического факультета МГУ, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии
Читать статью...
Нам важно знать
ваше мнение
В России углубляется экономический кризис: более чем вдвое подешевела национальная валюта, падают доходы граждан, растут цены, тарифы, налоги. Некоторые эксперты прогнозируют повторение ситуации 1998 года. При этом министры социально-экономического блока правительства, возможно, в силу своего непрофессионализма, не предлагают реальных антикризисных мер. Как вы считаете, нужно ли их и руководство ЦБ отправить в отставку?
    Да, считаю, что правительство ответственно за падение уровня жизни людей
    Нет, потому что ситуация развивается на фоне мирового кризиса, заложницей которого стала Россия
    Затрудняюсь ответить