Патриоты
России
Честность, справедливость, здравый смысл
Общественно-политическая газетаэлектронная версия
<назад Март 2019 вперёд>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
календарь выборов
До выборов в Госдуму осталось
дней
Баллада о Москве
В Москве принято решение начать грандиозную программу по сносу 25 млн. кв. м жилья в «хрущевках». Более 1,5 млн. москвичей будет предложено переселиться в новое жилье. Вот только «куда?» и «будет ли это жилье «равноценным?» - большой вопрос. Многих терзают сомнения.
Борис ВЛАХКО, поэт Читать статью...
наши партнеры

Сделайте нам красиво!
За жаркими словесными баталиями о формах «ЕГЭизации» всей страны забытым остается фундаментальный вопрос о качестве современного школьного образования

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в российских школах нынешней весной принес судьбоносный результат: от Москвы до самых до окраин и с южных гор до северных морей двоечники были ликвидированы как класс.

Не в силу резко возросших знаний, но волею старших и руководящих товарищей. Потому что главное на ниве российского просвещения – это красота. Показателей.

Людям среднего и старшего возраста посчастливилось застать времена, когда наша страна была впереди планеты всей не только в области балета, но и много в чем еще. В том числе в области образования. Ну, положим, претензии на абсолютное первенство в образовательном многоборье могут показаться преувеличенными, но безо всяких преувеличений нам не было стыдно ни за свою школу, будь то среднюю или высшую, ни за науку. Если, конечно, не разбирать частности.

А потом вдруг той, прежней страны не стало, а в новой народное просвещение, как не приносящее прибылей, но, напротив, сопряженное с вечными расходами и отвлекающее своими докучливыми проблемами от более важных и интересных государственных занятий, быстро утратило свой статус привилегированного ребенка,  и оказалось изгнано на двор, пополнив там толпу таких же потрепанных и полуголодных просителей денег и хозяйского внимания. Как того, так и другого перепадало, впрочем, нечасто и недостаточно. Не потребовалось много времени, чтобы выставленная за порог школа начала подавать признаки деградации. На это правящая элита отреагировала вполне в духе нового времени. Зная лучше, чем кто бы то ни было, что ждать обратного чудесного превращения новоявленной Золушки в принцессу в кратко- и среднесрочной перспективе бессмысленно, новые вершители народных судеб и финансов в массовом порядке начали отправлять своих отпрысков учиться за границу.

Для тех же многих и многих менее удачливых в новой жизни соплеменников, чьим детям получение заветного заморского аттестата или диплома не светило никогда и ни при каких обстоятельствах, был найден выход, подсказанный известной поговоркой о горе и Магомете. И новый век ознаменовался началом эпохального эксперимента, эдаким капитальным ремонтом без отселения – в российские школы начали внедрять прогрессивный закордонный опыт под названием «ЕГЭ».

Всеобщая и полная егэизация продолжается в общей сложности уже 14 лет и, похоже, зашла в окончательный тупик: коня и трепетную лань, как выяснилось, поистине в одну телегу впрячь не можно.

Показательны результаты опроса, проведенного Левада-Центром перед началом экзаменационной страды нынешнего лета. Оказалось, что скептическое отношение к единому госэкзамену в народе устойчиво сохраняется. Более того, если 10 лет назад, когда распространение ЕГЭ по стране стало взрывным, только 22 процента респондентов посчитали, что в роли критерия оценки знаний он проигрывает привычному экзамену, то сегодня таких стало 42 процента, тогда как доля энтузиастов нововведения снизилась с 24 до 19 процентов.

Зато на вопрос, что произошло со взятками, блатом и прочими печальными явлениями, панацеей от которых внедрителями ЕГЭ  он тоже объявлялся, 38 процентов ответили, что никуда они не исчезли и ничего в этом плане не изменилось. Каждый четвертый опрошенный посчитал, что число их только возросло, и лишь 15 процентов оптимистов полагали, что с коррупцией в сфере образования стало полегче.

Но, может быть, конструирование франкенштейна путем скрещивания традиционного учебного процесса и системы проверки и оценки знаний, перенесенной из совершенно другой оперы, помогло остановить и повернуть вспять процесс деградации школьного обучения? Вот сравнительные данные Всемирного банка о качестве знаний, показанных студентами различных стран. По математике российские ребята оказались на 34 месте, естественным наукам на 37, а по чтению и вовсе на 40. Такая вот самая читающая (когда-то) страна в мире… К слову, по всем параметрам оставили нас позади не только китайцы-корейцы-японцы, что не удивительно, не только немцы с англичанами, что объяснимо и по большому счету не так обидно, но и наши сограждане в совсем недалеком прошлом – эстонцы.

Вернемся, однако, к нашим баранам. Количество скандалов, окружавших ежегодно эпопею со сдачей школьных госэкзаменов, превратившихся и в пропуск в вуз, да к тому же не один, не могло присниться ни в каком страшном сне. В ситуации, когда результаты ЕГЭ стали мерилом деятельности учителей, школ, органов наробраза и местных властей вплоть до губернаторов, по-иному в нашей стране произойти и не могло. «Борьба с перегибами» и беспрецедентное ужесточение контроля в этом году дали-таки результат: по общему мнению, школьные экзамены прошли честнее и прозрачнее, нежели прежде, особенно на фоне особо «отличившегося» года прошлого. «Мы сейчас отладили систему видеонаблюдения, у нас есть достаточно безопасная система доставки экзаменационных материалов», - гордо заявил министр Дмитрий Ливанов. Также Рособрнадзор более успешно боролся со «сливами» экзаменационных ответов в интернет. Удалось ли при этом изжить жульничество и коррупцию? Нет, конечно. Следствие по выявленным эпизодам ведется от Осетии до Санкт-Петербурга.

Рособрнадзор между тем с удовлетворением рапортует, что в нынешнем году не зафиксировал ни одной утечки материалов ЕГЭ в сеть (с чем, правда, вряд ли согласятся вчерашние экзаменуемые и их экзаменаторы), как и случаев «ЕГЭ-туризма» за максимальными баллами в солнечные республики Северного Кавказа, набиравшего популярность в последние годы.

Отличниками вообще в надзорном ведомстве занялись отдельно. Ревизии подвергаются как сами работы, так и записи с телекамер. Работы с оценками 100 баллов проверяются повально, свыше 80 баллов – выборочно.

И все бы хорошо, да только вот рапорты об успехах в деле учета и контроля по большому счету не имеют отношения к самому главному, что должен был выявить экзамен – качеству знаний, полученных и продемонстрированных выпускниками-2014. А о нем куда как наглядно свидетельствовали два волевых решения Рособрнадзора, грянувших в разгар сессии. Сначала минимальный порог проходного балла экзамена по русскому языку для получения аттестата о среднем образовании был снижен с 36 до 24 баллов, что было лукаво объяснено необходимостью уравнять пороги по двум обязательным предметам – русскому и математике. Однако недели не прошло, как порог по математике оказался урезан до 20 баллов. Ну, это как если бы в разгар баскетбольного матча судейская бригада решила снять корзины со щитов и закрепить их так, чтобы мог дотянуться самый низкорослый игрок.

Как объяснил журналистам ректор МГУ Виктор Садовничий, сохранение прежнего минимального балла по русскому языку привело бы к тому, что каждый пятый выпускник вместо аттестата получил бы справку, что 11 лет ходил в школу. Задача же, как надо понимать, состояла в том, чтобы количество двоечников по обязательным предметам уложилось в средние для всех последних лет полтора процента, которые, очевидно, считаются приемлемой цифрой для отчетов по «горизонтали» и «вертикали».

Не будем забывать, что контрольно-измерительные материалы (КИМы) для ЕГЭ существенно отличаются от прежних экзаменационных билетов. И не в последнюю очередь тем, что тестируют знания учеников не по программе выпускного класса, а едва ли не за весь курс средней школы. И двоечник, счастливым образом переведенный в троечники, - это 17-18-летний гражданин на пороге или уже переступивший порог полной дееспособности, при этом не способный за 4 часа (продолжительность экзамена) произвести несколько простейших арифметических действий. То же и с русским: 20 баллов на ЕГЭ – это уровень «грамотности» гастрабайтера из братских южных республик.

Подобьем промежуточный баланс. Заморское чудо, пересаженное на отечественную почву, за почти полтора десятилетия упорно норовит вырасти как-то вкривь и вкось и никак не хочет радовать ухоженными формами и вкусными плодами ни садовника, ни почтеннейшую публику. Между тем, отстаивать единый госэкзамен в коридорах власти готовы с упорством даже большим, чем летнее время: в минувшем мае законопроект об отмене обязательного ЕГЭ и замене его добровольным был благополучно провален в Думе.

При этом все, кажется, согласны, что «единый и неделимый» в его нынешнем виде необходимо менять. А вот то, что останется от него в результате назревших «усовершенствований», будет существенно отличаться от того ЕГЭ, в жертву которому была принесена классическая школа.

Начать с того, возвращается – уже грядущей зимой – выпускное сочинение. Возвращается, правда, не в качестве полноправного экзамена, а как некое пробное испытание по системе «зачет – незачет» для допуска к основной обязательной программе. И в общем-то грозит сильно озадачить будущих одиннадцатиклассников, в массе своей за последние несколько школьных лет напрочь разучившихся самостоятельно что-то писать, а не компилировать чужие готовые куски из интернета. Впрочем, для вузов результаты сочинения если и будут интересны, то лишь косвенно и по собственному желанию, не влияя на проходной балл как таковой.

Далее, министр образования обещает уже со следующего года начать поэтапно избавляться от тестовой – самой критикуемой – части ЕГЭ (блок А) и заменить ее на устную для гуманитарных наук. А вот это уже принципиальный отход от электронной унификации, поскольку устный ответ не может быть «единым» - он всегда индивидуален и индивидуально же должен рассматриваться и оцениваться.

Другое предлагаемое нововведение, по самой сути своей отменяющее пресловутое «единство» экзаменационных требований, – введение двух уровней ЕГЭ, базового и профильного, о чем идет речь уже не первый год, да только воз не сдвигается с места. При том, что мотивировка всем очевидна: нелепо одни и те же экзаменационные требования по математике предъявлять выпускнику, собирающемуся в технический вуз, и тому, кто выбрал для себя гуманитарную стезю. Хотя, с обратной стороны, вряд ли будет правильно узаконить «двухуровневые знания» русского языка.

Еще одна готовящаяся новация – предоставление провалившим ЕГЭ или недовольным результатами двух дополнительных попыток пересдать его, и не на следующий год, а до окончания текущей экзаменационной сессии. Министр полагает, что таким образом объективность оценки знаний учащихся повысится, а психологическая нагрузка на них понизится. Идея, прямо скажем, небесспорная. Во-первых, для несогласных с оценкой и сейчас существует возможность ее скорректировать через апелляцию. (Попутно, кстати, возникает опять вопрос к унификаторам: как при единых методах оценки ответов становится возможной ее последующая коррекция, причем иногда не на два-три балла, а на десяток-полтора?) Создается впечатление, что сверхзадачей является все же введение трех попыток для двоечников, дабы не скандалиться снова на всю страну, превращая их в троечников волшебной палочкой Рособрнадзора, а дать им возможность самим перевалиться за спасительный нижний барьер хотя бы с третьего раза.

Но попутно возникают серьезные опасения у вузов, что с помощью нового правила в массовом порядке начнут искусственно «накручивать спидометр» до искомого проходного балла будущие абитуриенты.

Предложений много, аргументов «за» и «против» еще больше. Но обратите внимание, касаются они сугубо надстройки: как нам реорганизовать Рабкрин, то бишь Единый госэкзамен. За жаркими словесными баталиями забытым, как чеховский Фирс в заколоченном доме, остается фундаментальный вопрос: устраивает ли нас само качество, уровень образования, получаемого в стенах нынешней средней школы (то самое наше тридцать какое-то место в мире), а не формы его проверки и оценки.

 

Сергей БОРИСОВ, журналист


26 июня 2014


Фото дня
Российская фигуристка Алина Загитова завоевала золото на чемпионате мира по фигурному катанию в Японии. В короткой и произвольной программах она набрала 237,50 балла. Для нее это первая победа на чемпионатах мира.
новости
Все новости
Судьба Отечества напрямую зависит от нашего желания быть русскими!
Юрий Поляков, писатель, автор культовых романов и повестей «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Козленок в молоке». После честной публикации о «Ельцин-центре» его сняли с должности главного редактора «Литературной газеты».
Читать статью...
Нам важно знать
ваше мнение
No polls available at this time.