Валерий Синцов: «Сфера здоровья человека на законодательном уровне должна быть подконтрольна и подотчетна президенту России»

Актив Самарского регионального отделения партии «Справедливая Россия – ПАТРИОТЫ - За правду» принял участие во всероссийской пресс-конференции «Как вылечить российскую медицину?» Речь шла о действительном положении дел в системе здравоохранения: достижениях, проблемах и путях решения.

Спикерами на площадке Самарского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия — ПАТРИОТЫ — За правду» выступили руководитель штаба партии Валерий Синцов и член регионального штаба ОНФ в Самарской области, член комитета Самарского регионального отделения всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Олег Сабанцев.

В своем выступлении Валерий Синцов уделил большое внимание программным положениям партии «Справедливая Россия – ПАТРИОТЫ – За правду», касающимся здравоохранения,  и Стратегии развития России, предлагающейся движением «ПАТРИОТЫ РОССИИ». В частности он отметил, что нарастающая коммерциализация отечественного здравоохранения не только кардинальным образом противоречит российской Конституции, но и не имеет под собой экономической и этической основы, поскольку больной человек не может эффективно работать, а следовательно зарабатывать средства для своего лечения.

Здоровье населения является фактором национальной безопасности и при этом на 75–80% определяется немедицинскими причинами. Здоровье населения – основной экономический ресурс государства, который  невозможно рассчитать в цифрах.

Для улучшения ситуации необходимо гарантировать соблюдение и реализацию норм Конституции РФ в части оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, включая бесплатное обеспечение лекарствами амбулаторных больных путем исключения предоставления платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.  Основой для развития отечественного здравоохранения должна стать модель государственного страхования, где страховщиком является государство.

Из сферы государственного здравоохранения необходимо исключить страховые медицинские организации, поскольку их основная задача – извлечение прибыли – не совпадает с целью государственного здравоохранения. Нужно внедрить единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей с учетом оптимизации деятельности ФОМС. Осуществить бюджетный разворот средств ОМС в пользу существенного усиления первичной медико-санитарной (амбулаторной) помощи. В систему медицинских стандартов ввести сроки проведения указанных в них видов помощи.

Также нужно установить жесткий государственный контроль за формированием розничной цены, оборотом и качеством не только жизненно необходимых медикаментов, но и всех лекарств, попадающих в розничную сеть. Создать во всех регионах сеть государственных социальных аптек.

  • Необходимо повысить доступность медицинской помощи для сельского населения. Создать достойные условия для работы и жизни медицинским работникам села.
  • Увеличить финансирование медицинской науки на основе государственного заказа.
  • Создать Национальный совет по проблемам здоровья населения при Президенте Российской Федерации, задачей которого будет выработка рекомендаций по улучшению здоровья граждан, а также участие в подготовке ежегодного доклада президента «О состоянии здоровья населения и путях его улучшения».
  • Ужесточить уголовную ответственность за распространение и пропаганду наркотиков вплоть до пожизненного заключения. Полностью запретить рекламу пива и другой алкогольной продукции.
  • Принять комплексную программу, стимулирующую граждан ответственно относиться к своему здоровью и вести здоровый образ жизни.

В свою очередь Олег Сабанцев подробно остановился на конкретных проблемах в здравоохранении.

Во всем мире совершенной модели здравоохранения не существует, а имевшая место быть система здравоохранения Н. А. Семашко в СССР признана одной из лучших, так как она была государственной, бюджетной; централизованной; имела преемственность между медучреждениями (ФАП, ЦРБ, больницы, профилактории, санаторно-курортное лечение); профилактическую направленность;  велась пропаганда здорового образа жизни ; имелось сочетание науки и практики.  Эту модель переняли многие страны, в т.ч. и Великобритания.

Именно остаточные элементы (командно-административные) данной модели помогли России эффективно противостоять пандемии COVID-19.

В 1990-е годы из  США в Россию была взята самая затратная и неэффективная  страховая модель здравоохранения. Однако рыночное преобразование здравоохранения столкнулось с дефицитом бюджетных средств и консервативным подходом к методам лечения и финансирования, основанном на подсчете койко-дней проведенных в больнице.

Таким образом, здравоохранение забуксовало на пути преобразований из государственно-бюджетной системы в рыночно-страховую. «На сегодняшний день получается, что государство собирает налоги, направленные на здравоохранение и отдает эти деньги страховым компаниям, основной целью которых является извлечение прибыли, которая извлекается вследствие недофинасирования  государственных же лечебных учреждений.

Оптимизация здравоохранения в угоду бумажной эффективности привела к еще большему недофинансированию и значительной перегрузке врачей и медицинского персонала.

Так же Олег Сабанцев отметил существенную диспропорцию в оплате труда, когда зачастую большую зарплату получает не тот врач, который лучше и больше лечит пациентов, а тот, кто лучше оформляет бумаги.

Вследствие неэффективного лечения и профилактики на этапе первичной медицинской помощи повышаются расходы на наиболее дорогостоящие (запущенные) методы лечения сердечно-сосудистых, онкозаболеваний, детских болезней, инвалидизацию и как следствие - рост расходов на социальную поддержку.

В настоящее время в первичном звене на врачах лежит непосильная нагрузка, в основном бумажная. Так, врач должен потратить на пациента 12 минут, а на оформление документации до 12 часов день.

Данную ситуацию Олег Сабанцев знает не понаслышке, так как его дочь после окончания медицинского вуза уже год работает участковым врачом в поликлинике.

Платные услуги в государственных  медицинских учреждениях, вводимые вследствие их недофинансирования, своим демпингом вызывают диспропорцию на рынке медицинских услуг, так как не несут затрат на аренду, рекламу, амортизацию оборудования, а также чаще всего платные услуги оказываются в основное рабочее время, тем самым ограничивая оказание бесплатной медицинской помощи.

Компанейское, бездумное и безответственное введение компьютеризации и сырых программ, заточенных в основном на подсчет экономических показателей, приводит к увеличению времени приема пациента, а также к оттоку кадров из первичного звена, особенно врачей старшего поколения, наиболее опытных.

Широко внедряемые медосмотры и диспансеризация, возложенная опять же на плечи первичного звена здравоохранения, выполняется в основном «для галочки» и нередко только на бумаге.

Страховые медицинские организации, пытаясь получить максимальную прибыль всеми возможными способами, штрафуют медицинские учреждения за малейший просчет, в том числе ошибки в правописании, плохой почерк, отсутствие в исследованиях абсолютно не нужных для данного конкретного больного анализов. А несоответствие врачебных назначений клиническим рекомендациям иногда приводит к тому, что врач сталкивается с дилеммой: «Как лечить больного – по инструкции или чтобы не умер».

Огромное количество, заполняемых в первичном медицинском звене документов, самому врачу не нужно – оно нужно различного рода множеству проверяющих организаций, в том числе и правоохранительным органам.

Введенная в России система непрерывного медицинского образования привела к тому, что обучением врачей стали заниматься такие же образовательные организации, которые выдают свидетельства о пожарной безопасности и об охране труда – главное лицензия об образовательной деятельности и оплата.

Исправить ситуацию в здравоохранении, по мнению Олега Сабанцева, могло бы внедрение государственного заказа на медицинскую помощь, распределенного по подушевому или по территориальному признаку, размещенному в государственных учреждениях.

В некоторых случаях заказ мог бы быть размещен и среди врачей частной практики как в частных медицинских организациях, так и среди врачей – индивидуальных предпринимателей. Однако институт частнопрактикующих врачей еще нужно создать.

Ключевым моментом является несоответствие действующих тарифов  реальным затратам на оказание медицинской помощи и несвоевременная их индексация.

Существующая система здравоохранения нуждается в фундаментальном преобразовании. Здоровье населения и качественную медицинскую помощь следует оценивать как важнейшие факторы успешности внутренней политики федеральных и региональных органов государственной власти и руководителей, их возглавляющих.

Партия «Справедливая Россия – ПАТРИОТЫ – За правду» считает целесообразным принятие следующих первоочередных мер:

  • Необходимо воссоздать и развить на современном уровне государственное медицинское обеспечение. Бесплатная медицинская помощь должна быть доступной для всех граждан страны, независимо от места проживания. Для всех граждан должен быть обеспечен равный доступ к современной высокотехнологичной передовой медицине.
  • Необходимо перейти к прямому государственному бюджетному финансированию системы здравоохранения. Фонд обязательного медицинского страхования должен быть упразднен, частные страховые компании исключены из системы государственного здравоохранения. Существующая в стране страховая медицина, ключевым звеном которой являются фонды обязательного медицинского страхования, по сути страховой не является. Значительная часть государственных бюджетных средств расходуется самими страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования.
  • Ключевым звеном реформы здравоохранения должно стать изменение работы с кадрами в медицинской сфере. Должны быть решены задачи принципиального повышения заработной платы медицинских работников государственных медицинских учреждений.
  • В целях качественного преобразования российского здравоохранения необходимо повысить бюджетное финансирование системы здравоохранения до 7% валового внутреннего продукта.
  • Необходимо приравнять старший и средний медперсонал по уровню социальных гарантий к категории государственных служащих. Мы считаем, что врач важнее чиновника!
  • Принципиальное реформирование и выведение здравоохранения на качественно новый уровень следует осуществлять на базе широкого общественного обсуждения с привлечением медицинских работников, специалистов различных медицинских профилей, научного и экспертного сообщества, работников органов исполнительной власти и депутатского корпуса, представителей бизнес-сообщества, политических партий и общественных организаций, всех заинтересованных граждан.

Забота о народосбережении – важнейшая задача социального государства! Здоровье россиян бесценно!

Пресс-служба
всероссийского общественного движения
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»