В Парламенте Республики Северная Осетия - Алания состоялось очередное заседание Совета, в котором приняли участие члены фракции «Справедливая Россия - ПАТРИОТЫ - За правду» вице-спикер Светлана Доева и председатель комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Асланбек Хадарцев, являющиеся членами Совета.
Участники заседания рассмотрели федеральные и республиканские инициативы. Отдельное внимание уделили информации о тарифах на услуги ЖКХ в республике и вопросам развития пассажирского транспорта. Об этом сообщается на сайте регионального парламента.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 10 ноября 2023 года утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на текущий год. В соответствии с этим документом с начала июля плата за услуги ЖКХ в республике изменится. С информацией о тарифном регулировании в этой сфере выступил врио руководителя региональной службы по тарифам РСО-Алания Батраз Елбаев.
Он напомнил, что в 2023 году по поручению правительства России на территории Северной Осетии началась реализация пилотного проекта «Устойчивое экономическое развитие предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства». В рамках этой работы созданы государственные предприятия по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению. Их главная задача – качественная модернизация сферы оказания данных услуг и выход на экономически эффективный уровень деятельности.
В связи с этим проект предусматривает поэтапное доведение тарифов в этой сфере до экономически обоснованных, при этом большая часть стоимости услуг для населения субсидируется государством. В числе насущных проблем в сфере ресурсоснабжающих организаций – отсутствие актуализации действующих сетевых схем в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения; отсутствие приборов учета на некоторых скважинах; недостаточное количество счетчиков учета тепловой энергии в МКД, подключенных к централизованной системе теплоснабжения.
В отношении энергетики Батраз Елбаев обратил внимание на необходимость снижения индикативной стоимости электроэнергии до средних значений по СКФО. В настоящее время оптовая цена электричества для республики ощутимо выше, чем в соседних субъектах. По словам врио руководителя, республиканская тарифная служба уже неоднократно выходила с этим вопросом на федеральный уровень.
В свою очередь, тарифное регулирование в сфере газоснабжения осуществляет федеральная антимонопольная служба.
В ходе обсуждения руководители парламентских комитетов Асланбек Хадарцев и Аслан Черчесов интересовались судьбой инвестиционной составляющей ресурсных тарифов, а также влиянием объемов сетевых потерь на их уровень. По их мнению, предметного пересмотра требуют и некоторые нормативы потребления, а установка счетчиков, в особенности в сельской местности, должна быть прямой обязанностью организаций-поставщиков по аналогии с приборами учета электричества.
В содокладе председатель отраслевого парламентского комитета Георгий Остаев обозначил системные проблемы сферы жилищно-коммунальных тарифов. Наибольший удельный вес в себестоимости услуг занимают покупные топливно-энергетические ресурсы, и основным фактором влияния здесь служит рост закупочных цен, а также инфляционные процессы. Еще один фактор - уровень износа основных фондов, который пока еще остается высоким и приводит к немалым сетевым потерям. Особенно это заметно в сферах водо- и теплоснабжения. Позиция депутатов однозначна: за такие потери жители республики и юридические лица платить не должны, а предприятия коммунального комплекса обязаны оптимизировать свои затраты и исключить необоснованные расходы при подготовке тарифных предложений.
В рамках заседания депутаты заслушали информацию министерства сельского хозяйства республики о принятых мерах по устранению нарушений, выявленных КСП РСО-Алания в ходе проверки эффективности использования ведомством средств республиканского бюджета в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2025 годы».
С информацией о реализации в 2022-2023 годах госпрограммы «Развитие пассажирского транспорта РСО-Алания в 2022-2025 годах» на заседании Совета выступил председатель Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Тариэль Солиев. По его сообщению, маршрутная сеть республики состоит из 166 маршрутов, из которых 82 – межмуниципальные, 84 – муниципальные, в том числе 43 по Владикавказу. Перевозка пассажиров осуществляется 240 лицензиатами различных форм собственности. Всего по итогам прошлого года пассажирским автотранспортом перевезено 25 млн. 800 тыс. человек.
Важное место в деятельности Комитета отводится обновлению автопарка. Так, по поручению Главы республики Комитетом в отчетном периоде в лизинг были приобретены 67 автобусов для работы на межмуниципальных и межрегиональных маршрутах. Кроме того, на улицах г. Владикавказа появились 28 новых автобусов ПАЗ «Вектор Next». Также закуплено 42 автобуса среднего класса. На эти цели республикой получены специальные казначейские кредиты в размере 400 млн. руб.
Республика участвует в инвестиционном проекте «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг», в рамках которого до конца года на 45 социально значимых маршрутах появятся дополнительные автобусы среднего класса.
Несмотря на позитивные изменения в транспортной отрасли, Тариэль Солиев обозначил ряд вопросов, без решения которых невозможно дальнейшее планомерное развитие транспортной отрасли. Среди них – нерегулярность перевозок, отсутствие должного количества специально отведенных мест для конечных остановок, формально проводимые предрейсовые медицинские осмотры водителей, ненадлежащий технический осмотр транспортных средств, а также дефицит водителей общественного транспорта.
«Недостаток кадров для работы в обновленном автопарке существенно влияет на нагрузку имеющихся водителей, а, следовательно, и на безопасность перевозок пассажиров. В этой связи предлагаем в кратчайший срок комплексно подойти к решению кадрового вопроса, поскольку дефицит водителей категории D в ближайшие годы может негативно сказаться на сроках и качестве транспортной реформы в целом», - подчеркнул Мурат Кисиев.
Пресс-служба
всероссийского общественного движения
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»