Геннадий Семигин: «Я не могу разделить позицию тех, кто считает, что нет необходимости корректировать национальную политику в России»

В РИА «Новости» прошла пресс-конференция председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей, доктора политических наук, лауреата Государственной премии, члена президиума Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Геннадия Семигина, темой которой стали актуальные задачи государственной национальной политики в РФ, ее приоритетные направления.

Открывая пресс-конференцию, Геннадий Семигин отметил, что руководство страны в числе самых актуальных тем на первое место поставило специальную военную операцию, на второе - социально-экономическое положение в стране и на третье - национальные отношения и их укрепление. «Многие пункту 3 сильно удивились.  Мы с коллегами начали изучать этот вопрос, анализировать полученные данные и пришли к выводу, что нужно кардинальное обновление национальной политики. И мы готовы предложить стране вариант ее обновления с учетом современных процессов, которые происходят в нашей стране».

Председатель Комитета по делам национальностей Госдумы напомнил, что «в этой сфере есть успехи, и Россия - один из лидеров по уровню и стабильности межнациональных отношений. Так считают более 80% граждан», «но мы концентрировали свое внимание на недостатках, проблемах, потенциале и резервах, которые могут нам помочь обновлять национальную политику, корректировать цели, задачи и достигать более высокого результата».

Геннадий Семигин не скрывал, что в стране есть должностные лица, которые считают: с национальной политикой у нас все в порядке и менять ничего не нужно. «Это, кстати, люди из того же разряда, которые нам говорили, что с армией у нас все в порядке, с экономикой все в порядке, с импортозамещением все в порядке... И менять ничего не надо. Тем не менее, выслушивая наши аргументы, большинство коллег, которые реально занимаются национальной политикой, соглашались, что ее необходимо обновить».

Председатель Комитета пояснил, что конкретно предлагается обновлять. Во-первых, нормативно-правовую базу. «Мы вместе с Федеральным агентством по делам национальностей стали инициаторами подготовки законопроекта «Об основах государственной национальной политики». Этот документ, на мой взгляд, должен был быть принят лет 30 назад и стать базовой основой для построения всего законодательства по национальной политике. Мы начали работать над ним недавно, но уже сделали. Думаю, что в ближайшее время вместе с ФАДН предложим его Государственной Думе и правительству РФ».

По словам Геннадия Семигина, в обновлении нуждается «еще один ключевой документ –«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».  Прологом к его обновлению может стать наш документ. Надеюсь, что мы к этому придем вместе с президентом, вместе с Советом при Президенте России по межнациональным отношениям».

Третий документ, который, по мнению Геннадия Семигина, должен быть обновлен  серьезнейшим образом, это концепция миграционной политики. Ее анализ состоялся в Госдуме на круглом столе с приглашением представителей министерств и ведомств. Он обозначил еще ряд «болевых точек» миграционной политики: например, нужен ли отдельный федеральный закон о социальной адаптации мигрантов, для чего нам нужны мигранты. Есть и другие вопросы: как скоро можно будет принять концепцию государственной языковой политики, какой корректировке должно подвергнуться региональное законодательство в области национальной политики, как можно создать Координационный совет по национальной политике. «Мы считаем, что должен быть координирующий орган. Год назад мы предложили создать Координационный совет, в который войдут представители всех важнейших структур - Совета Безопасности, Совета Федерации, Госдумы, правительства, Администрации президента. Он ни в коем случае не будет подменять работу Совета при президенте, а обязательно оперативно реагировать на возникающие в стране сложные ситуации в межнациональных отношениях».

Геннадий Семигин обратил внимание на «странное представление многих должностных лиц, особенно тех, кто не занимается национальной политикой,  о ее роли и месте. Кто-то видит ее между культурой, физкультурой, туризмом и так далее. Кто-то считает, что она сама прекрасно развивается…  В региональной власти национальные вопросы решаются в министерствах культуры, в структурах информационных департаментов, в отделах внутренней политики. «Мы, анализируя всю эту конструкцию, так до конца и не поняли, как она работает. Напомню, в Конституции РФ черным по белому написано: мы, многонациональный народ Российской Федерации...  Именно этому многонациональному народу принадлежит власть, и задвигать национальную политику на заднюю скамейку категорически недопустимо. Мы считаем, что сложившуюся вертикаль надо серьезно менять,  как и специалистов, которые этим занимаются».

Геннадий Семигин напомнил и об общественных организациях, которые занимаются национальной политикой. Только национально-культурных автономий на федеральном уровне 21! Плюс 30 общественных объединений, Дома дружбы народов, научные центры, целая система гражданского общества, которые, на взгляд председателя Комитета, мало поддерживаются государством. «У них есть проблемы и с офисными помещениями, с финансовыми средствами, с доступом к СМИ, через которые они бы могли влиять на свои диаспоры, то есть в этом вопросе - колоссальные резервы».

Упомянул депутат и государственные федеральные и региональные программы, которые имеют отношение к национальной политике. «Смотрим мы на эти программы, которые составлялись раньше и которые финансируются из бюджета, у нас возникает немало вопросов - по их структуре, по тому, что на самом деле они дают. Бывает, что это просто освоение денег. Есть такая тенденция, что национальная политика стала сводиться к концертам, к фестивалям... Все это важно, но недопустимо сводить все только к этому».

По мнению Геннадия Семигина, нужно серьезно менять систему координации, планирования и контроля. «Много говорят о системе мониторинга, но сейчас понятно, что нужны новые сектора его проведения, чтобы он мог решать главную свою задачу – не фиксировать, а предупреждать возможные конфликты».

Председатель Комитета отметил, что особый разговор должен идти и о соотечественниках за рубежом  (и это необязательно только русские) – предлагается ряд новых мер, позволяющих не просто их защитить, а создавать условия, позволяющие им влиять на процессы, идущие в странах, где они живут.

Геннадий Семигин особо отметил, что есть ряд факторов, которые серьезно влияют на национальную политику, но их не принято обсуждать.  Абсолютное большинство граждан хотят знать, куда идет страна, какова стратегия ее развития. «Люди понимают, что если есть цель – нацию можно объединять. Да, как показывают соцопросы, мы объединились вокруг СВО,  но это тактический период, который закончится нашей победой. Но нацию надо объединять,  двигаясь к серьезной цели».

По словам Геннадия Семигина, на межнациональные отношения влияют и факторы социально-экономического характера, и то, как проходят выборы,  их итоги. Он считает, что иначе должна строиться и система социальных отношений: вместо «живущих» самих по себе сфер (образование, воспитание и т.д.), должна образоваться неразрывная цепочка взаимосвязанных и взаиморазвивающих систем, имеющих отношение к формированию российской идентичности – «воспитание - развитие языка - вера - образование - культура».  На это направлен, в частности, и указ президента об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Особо Геннадий Семигин остановился на особенностях национальной политики в условиях проведения специальной военной операции. В новых регионах будут создаваться структуры ФАДН, комиссии в законодательных собраниях, из-за колоссальной украинизации есть проблемы в системе образования, воспитания, языка: «Украинский язык должен быть наряду с русским государственным. Хороший пример Крыма, где три государственных языка».

Геннадий Семигин заострил внимание на проблемах молодежи, особенно в Херсонской и Запорожской областях, где против нее направлены провокации и спекуляции украинской пропаганды, обостряющие имеющиеся  проблемные точки.

«Тонкой работой» назвал депутат работу с семьями мобилизованных в ходе СВО, инвалидов, погибших, которая, конечно, будет продолжаться.

Геннадий Семигин пояснил, что представленный документ – это «проект», который будет обсуждаться широким кругом профессионалов и общественности, и это позволит изменить всю систему национальных отношений в стране.

Он напомнил о недавней презентации «Стратегии развития России» и «Основных направлениях развития Российской Федерации. Новый курс», подчеркнув, что национальная политика в той или иной мере присутствует во всех трех документах. Так что параллельное их обсуждение вполне закономерно. В заключение он ответил на вопросы журналистов.

Пресс-служба
всероссийского общественного движения
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»