Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, сопредседатель партии «Справедливая Россия - ПАТРИОТЫ - За правду», первый заместитель председателя фракции в Госдуме, лидер всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Геннадий Семигин обратился с письмом к министру просвещения РФ Сергею Кравцову.
В нем сообщается, что в России не хватает школьных учебников на 43 языках, которые изучаются в обязательной части основной образовательной программы. Причем как по распространенным языкам (армянскому, белорусскому, азербайджанскому, грузинскому), так и по сравнительно редким — лакскому, лезгинскому, мансийскому, нивхскому, ногайскому… Еще с 16 языками, в числе которых карельский, мокшанский, нанайский, чувашский и язык народа коми, дело обстоит чуть лучше, но все равно этого недостаточно: на них в федеральный перечень учебников включены только отдельные линейки пособий по языку или литературе.
«Таким образом, для обеспечения прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в обязательной части основной образовательной программы необходимы разработка и последующее включение в федеральный перечень учебников и учебных пособий на перечисленных выше языках», — отмечается в письме.
Разработать соответствующие пособия, которых для большей части представленных языков и наречий не существует, парламентарий предлагает при помощи специалистов из Федерального института языков народов России. А на весь процесс создания учебников и их включения в перечень отводит не менее трех лет — соответствующие строчки расходов, в частности, предложил внести в проект бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
«Сегодня обеспечение детей учебниками по родным языкам — первоочередная задача для реализации государственной национальной политики в сфере образования, — рассказал «Парламентской газете» Геннадий Семигин. — В школах России в настоящее время изучается 74 родных языка народов, населяющих нашу страну. В 2019 году по поручению президента России был создан Фонд сохранения и изучения родных языков, который, как предполагалось, будет заниматься разработкой и изданием нового поколения учебников по родному языку и родной литературе. Но на сегодняшний день фонд, к сожалению, расформирован, а его функции, в том числе по созданию учебников и учебных пособий для обучения на родных языках, до сих пор никому не переданы.
Вместе с тем Министерством просвещения Российской Федерации учрежден Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации, одной из целей которого является методическое обеспечение системы образования в части изучения родных языков. Представляется логичным и целесообразным поручить именно этому институту организацию разработки недостающих сегодня в федеральном перечне, а потому крайне востребованных учебников».
По мнению Геннадия Семигина, на создание учебников необходимо предусмотреть финансирование из федерального бюджета. Он надеется, что Минпросвещения России, «понимая важность для нашей многонациональной страны этнокультурного и языкового разнообразия, будет последовательно финансировать издание необходимых учебников и учебных пособий по родным языкам».
Пресс-служба
всероссийского общественного движения
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»