Геннадий Баев: «Нам бы транспортный налог взять да отменить»

Депутат Курской областной Думы, председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия – ПАТРИОТЫ – За правду», член Совета Палаты депутатов партии, председатель регионального отделения всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Геннадий Баев называет налог на транспортные средства в современной России неприятным и раздражающим, но обязательным.

А все аргументы о том, что деньги идут на добрые цели, связанные с ремонтом дорог в регионах, по его мнению, не придают автовладельцам оптимизма.

«Асфальт сходит вместе со снегом, и так каждый год. С весной открывается эпоха экстремального вождения в надежде сохранить ходовую и колеса. Много споров, а между тем истории транспортного налога в нашей стране 100 лет. В 1924 году, когда транспорт был представлен только лошадьми, экипажами, велосипедами и самодвижущимися повозками, вышло в свет постановление ВЦИК. Там в числе доходных источников появилась позиция «налог с транспортных средств».

В 1926 году список транспортных средств расширяется за счет лодок, паромов, яликов и… велосипедов. Для Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону и Владивостока действовал повышающий коэффициент.

В середине ХХ века ставки определяли в зависимости от размера населенных пунктов, они иногда различались в два, а то и в четыре раза. В 1959 году велосипедистов, наконец, амнистировали.

В 1981 году налог стал более походить на современную схему – его рассчитывали по мощности двигателя. И появляются первые категории льготников: Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, и инвалиды Великой Отечественной войны.

В 1991 году принимают закон о Дорожных фондах в РФ и впервые устанавливают разницу налога для легковых и грузовых автомобилей в зависимости от мощности.

Спустя 10 лет дорожный фонд упраздняют и появляется новый федеральный закон о налоговых ставках. Транспортный налог здорово подрастает и становится похожим на тот, что мы имеем сейчас.

Появляются «базовые» ставки, закон позволяет их пятикратно увеличивать/уменьшать по усмотрению региона. Так, суммы начинают сильно различаться в субъектах РФ. Кстати, в 2005 году Совет Федерации предлагал Госдуме в пять раз увеличить ставки базового налога, но Минтранс выступил против.

В 2009 году регионы получают полномочия увеличивать/уменьшать базовую ставку уже в 10 раз. И появляются первые предложения налог отменить, включив его в стоимость бензина.

В 2011 году после долгих обсуждений решили повышать акциз на топливо постепенно и отменить налог. Но рабочей стала схема «акциз+налог». В регионах появляются новые категории льготников, чтобы снизить налоговое бремя», - напоминает политик.

Он перефразировал известную строчку: «Нам бы транспортный налог взять да отменить».

«По сути, мы уже 13 лет платим по двойному тарифу - налог и акциз. А чтобы пойти навстречу населению и помочь справиться с этой ношей, работаем в регионах с назначением льгот. Список достаточно большой и с каждой категорией приходится работать в ручном режиме.

Освобождение от уплаты транспортного налога для участников СВО, к примеру. Но только на легковой отечественный автомобиль с мощностью двигателя до 100 л.с. Надо срочно избавляться от этих условий, иначе льгота не для всех военнослужащих, а закон на деле рамочный.

Та же история с многодетными семьями. Их в регионе почти 13 тысяч, автомобили примерно в половине семей. А льготы у еще меньшей категории, потому что распространяется также только на российский автопром со скромным объемом двигателя. Сейчас работаем, чтобы убрать ограничения.

Разумнее будет его, наконец, отменить. В марте группа депутатов от фракции «Справедливая Россия - ПАТРИОТЫ - За правду» внесла в Госдуму законопроект об отмене с 2025 года транспортного налога в РФ.

На мой взгляд как автомобилиста и ответственного плательщика налогов всех видов и категорий, справедливой будет такая схема. Платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования посредством уплаты соответствующих акцизов. В таком случае будет работать принцип «пользователь платит, когда едет», и это более справедливая форма платы», - считает Геннадий Баев.

Пресс-служба
всероссийского общественного движения
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»