Председатель Общественной палаты Республики Калмыкия, руководитель регионального отделения всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ», политолог Батыр Мучаев прокомментировал для издания «Давыдов. Индекс» информацию авторов исследования Президентской академии (РАНХиГС) о том, учитель в рамках профессионального стандарта должен не только знать преподаваемый профильный предмет, но и обладать универсальными компетенциями.
Он считает, что это исследование, несомненно, интересно, а вывод о том, что в школах сформировался запрос на учителей с развитыми коммуникативными навыками, неоспорим.
«Только с поправкой - все эти компетенции (разрешение проблем и анализ всевозможных, в том числе, нестандартных, ситуаций, целеполагание и планирование с текущим контролем и с оценкой результатов своей деятельности, информационная компетенция - поиск, извлечение и обработка информации, коммуникативная личная и групповая коммуникация) по-моему, являются неотъемлемыми навыками хорошего учителя, хоть и не прописанными напрямую в профессиональных педагогических стандартах», - отметил Батыр Мучаев.
По его мнению, и без этого исследования понятно, что настоящий педагог каждодневно разрешает проблемы и анализирует всевозможные, чаще всего нестандартные, ситуации, для чего коммуницирует и с учениками, и с их родителями, и с коллегами-педагогами.
«И с целеполаганием у хорошего учителя все в порядке, и с планированием, и с контролем, и с оценкой результатов своей деятельности тоже, а без информационных компетенций в век интернета учитель и не учитель вовсе. Другое дело, что, может быть, целью этого исследования была подготовка обоснования каких-то нововведений к профессиональным педагогическим стандартам. Но и в этом случае полученные результаты относятся к категории «Волга впадает в Каспийское море». И без отсылки к фактору «политической и экономической турбулентности» понятно, что без вышеперечисленных компетенций знания только своего предмета недостаточно давно и фундаментально, а, вернее, всегда было недостаточно для хорошего учителя.
Может быть, изменение профессиональных педагогических стандартов и назрело, но больше в части освобождения педагогов от бесчисленных формальных отчетов. Огромное число молодых педагогов уходят из профессии не только из-за маленьких зарплат, но и из-за огромной забюрократизированности педагогического труда, и относится это не только к школам, но и ссузам и вузам», -считает Батыр Мучаев.
Пресс-служба
всероссийского общественного движения
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»