Я уверен, что существует ген патриотизма! - Патриоты России
Патриоты
России
Честность, справедливость, здравый смысл
Общественно-политическая газетаэлектронная версия
<назад Апрель 2017 вперёд>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
календарь выборов
До выборов в Госдуму осталось
дней
До выборов президента осталось
дней
До региональных выборов осталось
дней
РОССИЯ
Октябрьская революция (полное официальное название в СССР — Великая Октябрьская социалистическая революция, иные названия: «октябрьский, большевистский переворот», «Октябрьское восстание»)— одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории (Википедия). Президент РФ Владимир Путин считает необходимым дать объективные оценки событиям октября 1917 года в преддверии 100-летия этой даты.
Борис ВЛАХКО, поэт Читать статью...
наши партнеры

Я уверен, что существует ген патриотизма!
Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты», писатель, поэт, драматург, общественный деятель.

8 и 9 марта радио Baltkom и рижский клуб «Культурная линия» принимали у себя в гостях последнего классика советской литературы Юрия Полякова. В Ригу он приехал вместе с театром Сатиры, который в честь праздника 8 марта представил в тысячном зале театра «Дайлес» его комедию «Чемоданчик» в постановке Александра Ширвиндта. И спектакль, и сам Поляков вызвали огромный интерес у рижан. Потому что аншлаг был и в театре, и в конференц-зале отеля Avalon, где состоялась публичная встреча с писателем.

- Юрий Михайлович, недавно издательство «Молодая гвардия» выпустило в своей серии «ЖЗЛ» книгу «Последний советский писатель. Юрий Поляков». Как получилось, что вы стали последним советским писателем и первым современным классиком?

- Начну с того, что эту книгу написала Ольга Ярикова, редактор нескольких моих книг, с которой мы хорошо друг друга знаем. Книга получилась очень толстая! Просто Ольга решила в ней не только рассказать обо мне, а реконструировать целую эпоху с 1950 по 1990-е годы. Потому что это время было очень сильно мифологизировано, особенно усилиями клинических либералов, которые создали ложную картину советской эпохи, не имеющей ничего общего с реальностью. И в этой книге очень много места уделено специально для тех, кто не жил в те годы или просто забыл, потому что ему заморочили голову. Чтобы напомнить, как это было на самом деле. Не обходя, конечно, острых вопросов.

У меня уже были читательские встречи по этой книге и все говорят, что эти страницы очень интересны. Особенно молодежи. Но, признаюсь, что я не первый герой этой серии. Просто название у нее раньше было другое – «Жизнь продолжается». И первым тогда был Евгений Евтушенко. А в «Современных классиках» уже вышла следующая книга, посвященная Эдуарду Лимонову. Далее собираются выпускать книги о Пахмутовой и Добронравове, Говорухине, деятелях театра и кино. Интересная задумка!

О цензуре и свободе слова в России

- Те, кто прочитает мою пьесу «Чемоданчик», а я ее включил в книгу «Перелетная элита», убедится в том, что все разговоры о цензуре в России и наступлении на свободу слова – это неприличный вымысел! Знаете, когда исчезла советская цензура, которая очень бдительно наблюдала за сатирой, исчезла как класс и сама сатира. Выяснилось, что сатире и цензуре трудно порознь существовать. Я вообще считаю, что здоровое общество отличается тем, что оно может достаточно жестко, смело и ехидно говорить о своих проблемах.

И когда недавно в Питере на заседании Совета по культуре при президенте России Евгений Миронов, наш актер замечательный, но человек с не очень четкой гражданской позицией, стал вдруг жаловаться Путину, что якобы в Омске исключительно по идейным соображениям закрыли гастроли рок-оперы «Иисус-Христос-суперзвезда», а потом в процессе общего разговора вдруг выяснилось, что никто ничего не закрывал, а просто на этот спектакль из 1,5 тысяч билетов купили всего сорок, и гастроли закрыли по

экономическим соображениям. Я не выдержал и сказал Владимиру Владимировичу: а вы приходите на мою комедию «Чемоданчик» в постановке Ширвиндта в Театр Сатиры, и вы лично убедитесь, что никакой цензуры в возглавляемой вами стране нет. Во всяком случае, я ее не замечаю!

Об особенностях российского либерализма

Российская версия либерализма, к сожалению, совершенно антигосударственная и прозападная. Почему я так не люблю либералов? Потому что ради своевластия они вам даже Пушкина продадут. Потому что свою судьбу с Россией они не связывают. Они воспринимают Россию как вахтовый поселок, где можно реализовать какие-то свои амбиции, заработать и т.д.

В 1990-е у них были все возможности построить общество с либеральными ценностями. Что они сделали? При первом же кризисе политической власти они расстреляли парламент.

Понимаете, одно дело, если человек либерал по своему внутреннему убеждению – я его тогда уважаю. Но во всем мире либералы – это патриоты. И только у нас в России слово либерал - это синоним слову антипатриот.

Другое дело, что электорат у российских либералов минимальный. Посмотрите программы Владимира Соловьева. Либералы еще толком рта не успевают открыть, как в разы начинают проигрывать по зрительским голосам тем, кто проповедует те же патриотические или консервативные взгляды. И один из парадоксов заключается в том, что процент либералов в российских эшелонах власти на порядок выше, чем поддержка населения. Это особенность российского социума. Как с этим бороться? Мне кажется, что опора на традиционные ценности, которая была совершена в свое время Путиным и поддерживается веками основными конфессиями, она работает.

И еще. Власть ведь как думает? Патриоты никуда не денутся. Они живут за идею. А либералов надо подкармливать, чтобы они помягче были. И я однажды даже сказал Путину: Владимир Владимирович, почему в год столетия композитора Свиридова в Москве поставили памятник Ростроповичу. Почему? Он задумался и говорит: действительно, странно… Но это же нелепость! Я не против Ростроповича, он крупный музыкальный деятель, но конечно не сопоставимый со Свиридовым. И у него еще будет столетие. Или вот еще. Почему Плисецкой сразу после смерти в центре Москвы поставили памятник, а Улановой до сих пор нет? Что Уланова хуже Плисецкой?

О толерантности

- На самом деле сегодня словом «толерантность» называется самая настоящая агрессия. Агрессия одних культурно-исторических мифов по отношению к другим. Вот, допустим, считается толерантностью смягчение ужасов Второй мировой войны и роли германского милитаризма. Мол, зачем лишний раз напоминать, ведь все в Европе дружат сегодня. Но я считаю, что никакая толерантность не может оправдать нарушение исторической справедливости! В этой связи мы в «Литературной газете» регулярно публикуем материалы под рубрикой «Настоящее прошлое». И выпускаем их к историческим датам. И с помощью историков рассказываем все подробно о каждом событии. Так у нас был опубликован ряд материалов по настоящей статистике ГУЛАГа. Потому что сейчас опубликованы реальные цифры, которые, конечно, чудовищны. Но они в разы меньше, чем те, которые были когда-то заявлены тем же Солженицыным… Сейчас у нас также

вышел большой цикл материалов к 100-летию Февральской революции. В частности, большой материал на эту тему нам дал Святослав Рыбас, один из лучших знатоков этой эпохи, недавно выпустивший книгу «Заговор элит», где он анализирует, как вели себя элиты в тот период – кто подстрекал, кто подначивал. Очень рекомендую прочесть.

Про Черный квадрат Малевича

- Был интересный случай. Отмечали 100-летие «Черного квадрата» Малевича. И я решил как главный редактор «Литературной газеты» написать свои собственные мысли об этом творении, а свою сотрудницу отправил взять на эту тему блиц-интервью у крупнейших искусствоведов и организаторов выставок современного искусства, начиная с директора Третьяковки.

Искусствоведы, разумеется, рассказали, что «Черный квадрат» - это прорыв над сознанием, что там зашифрована тайна мира и т.д. И мы опубликовали их и свои размышления на заданную тему под заголовком «Прикол века». И в частности опубликовали реплику про французского художника, который еще до Малевича написал черный прямоугольник и назвал его «Битва негров в темной пещере». В результате, моя сотрудница Арина пришла ко мне со слезами и просьбой об увольнении - мол, вы меня подставили. Все искусствоведы высказали ей, что они выглядят со своими комментариями в нашей газете как полные идиоты… А бой то был равный! Если бы они сказали что-то правильное, то как идиот выглядел бы я. Но я просто высказал здравую точку зрения. Я считаю, что «Черный квадрат» Малевича - это идиотизм. Тут невозможно примириться. Это как символ веры. Человек верит в Малевича. Ну, если человек верит в черта – как его переубедить?

Про Захара Прилепина и «Истории государства Российского» от Акунина

- Захар Прилепин как писатель он мне не очень интересен. Думаю, он еще не выработал свой стиль. А вот как литературно-творческий проект – да, действительно интересная фигура! И я думаю, что мы о нем еще услышим не столько на ниве литературы, сколько на ниве политики. Попомните мое слово!

Что касается цикла книг Акунина о российской истории – это труд не историка, а популяризатора, который переводит в современную стилистику либеральную версию российской истории. С повторением всех либеральных мифов о российской истории, в основном западных. Акунин никогда и не скрывал, что он западник. У него и в детективах всегда прослеживается эдакое невлюбленное отношение к нашему Отечеству. Ну что тут сделать? Человек так воспитан. Он, кстати, уже уехал из России. Как и Улицкая. Но меня тут другое занимает. И об этом я говорил даже на некоторых высоких форумах. Дело в том, что реклама акунинских книг – это абсолютно убыточное предприятие. Это однозначно некоммерческий проект. Но кто-то за него платит. В то время как у нас есть другой историк-популяризатор - Валерий Шамбаров. Уровень исторической подготовки и информативности в изложении у него гораздо выше. Он занимается патриотической и аргументированной версией отечественной истории. Но вот в Шамбарова денег не вкладывают. Так что ничего нового вы у Акунина не найдете. Он рассчитан на молодежь, которая на новенького читает материалы о русской истории.

О литературной премии «Большая книга»

- Премиальная наша политика достаточно претенциозная и в ней прослеживается тенденция поддержки произведений, в которых прочитывается в общем-то нелояльное

отношение к российской истории. И качество тут не имеет никакого значения. Среди главных номинантов и лауреатов «Большой книги» вы не найдете авторов, прочитав которых можно сказать, что они являются патриотами России. По меньшей мере, это будут книги авторов, скептически относящихся к России, иногда просто равнодушно, иногда воинственно плохо.

Вот, например, дебютная книга «Зулейха открывает глаза», которая получила главный приз «Большой книги» в прошлом году. Это просто смешно! Героиня - неграмотная татарская женщина, которая живет практически на уровне биологических инстинктов, в какой-то момент смотрит на карту и видит на ней отвратительное существо розового цвета (Советский Союз), которое тянет к ней свои щупальца… Пардон, о какой карте речь? Это ж неграмотная женщина! Она же даже не знает, где Россия находится. Но автору наплевать на художественность, ей надо было просто выразить свое негативное отношение к СССР… За что? Дорогие товарищи татары, вы получили государственность в рамках СССР. В царской империи у татар ее не было, они ее утратили при Иване Грозном и существовали только как мусульманская конфессия. И вот именно такие книги получают премии. Они беспомощны. Вы почитайте Юзефовича. Это же просто доцентское занудство, а не проза! Почему это происходит? Я в свое время даже вышел из академиков премии «Большой книги». Тем более что в России действительно существует замечательная литература. Почему в шорт-листы никогда не попадает прекрасный Михаил Тарковский? Потому что у него нет ненависти к родной стране? Это проблема, о которой неловко говорить за пределами России, но скрывать этого от вас мне тоже не хочется. И помните - если вы видите в магазине книгу с клеймом «Большая книга» – это вовсе не значит, что это книга вообще!

О таланте писателя

- На мой взгляд, талант писателя состоит из трех чувствительностей – вербальной (подразумевающей обостренный слух к художественному слову), этической (когда человек острее, чем другие чувствует несправедливость, чужую боль и т.д.) и социальной. И что в литературе вполне можно прожить, обладая только одной вербальной чувствительностью. Но у больших писателей их всегда три. Как это было у Горького, Толстого, Достоевского…

А самая большая драма у многих современных писателей, в частности у лауреатов «Большой книги», что они пошли в литературу, не имея практически ни одной из трех чувствительностей.

О российской молодежи и патриотизме

- Честно говоря, я думал, что поколение молодых людей, которым сейчас по 20-25 лет, будет абсолютно антипатриотичным. Потому что оно выросло в семьях, которые в 1990-е годы были подвергнуты абсолютному промыванию мозгов в плане мифических западных ценностей. И я был поражен, когда понял, что очень многие молодые люди в России, напротив, патриотичны и смотрят на мир с точки зрения государственности. То есть это происходит у них на каком-то генетическом уровне.

Я вообще считаю, что существует ген патриотизма! Мы же не знаем глубинной связи между индивидуумом и развитием социума. Почему, например, после разрушительных войн, когда в стране погибает много мужчин, начинают рождаться девочки? Потому что женщины восстанавливают популяцию. То есть включается какой-то неподвластный человеку механизм спасения. И я думаю, что патриотизм точно также включается в каждом поколении на таком же неподвластном нам генетическом уровне. И в этом плане я смотрю на будущее России с большим оптимизмом.

 

Информационный портал Mixnews, 14 марта 2017 года




14 марта 2017


Фото дня
В праздновании Пасхи в ночь на 16 апреля в России приняли участие более 4,3 млн. человек. Состоялось свыше 11 тыс. богослужений и крестных ходов. Православные празднуют главный христианский праздник 40 дней.
новости
Все новости
Я уверен, что существует ген патриотизма!
Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты», писатель, поэт, драматург, общественный деятель.
Читать статью...
Нам важно знать
ваше мнение
В России углубляется экономический кризис: более чем вдвое подешевела национальная валюта, падают доходы граждан, растут цены, тарифы, налоги. Некоторые эксперты прогнозируют повторение ситуации 1998 года. При этом министры социально-экономического блока правительства, возможно, в силу своего непрофессионализма, не предлагают реальных антикризисных мер. Как вы считаете, нужно ли их и руководство ЦБ отправить в отставку?
    Да, считаю, что правительство ответственно за падение уровня жизни людей
    Нет, потому что ситуация развивается на фоне мирового кризиса, заложницей которого стала Россия
    Затрудняюсь ответить