Патриоты
России
Честность, справедливость, здравый смысл
Общественно-политическая газетаэлектронная версия
<назад Июнь 2019 вперёд>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
календарь выборов
До выборов в Госдуму осталось
дней
Баллада о Москве
В Москве принято решение начать грандиозную программу по сносу 25 млн. кв. м жилья в «хрущевках». Более 1,5 млн. москвичей будет предложено переселиться в новое жилье. Вот только «куда?» и «будет ли это жилье «равноценным?» - большой вопрос. Многих терзают сомнения.
Борис ВЛАХКО, поэт Читать статью...
наши партнеры

Россия и Запад: на пороге новых отношений
Чтобы ни происходило в мире, главной задачей для России остается модернизация ее экономики

По данным Австрийского института экономических исследований, санкции Евросоюза в ближайшие годы могут обойтись и самой Европе потерями более чем в 100 миллиардов евро и два миллиона рабочих мест. Но в  то время как некоторые политические и деловые круги большинства европейских стран ищут пути совмещения национальных интересов с учетом введенных против нашей страны санкций и сохранения связей с ней, наднациональные силы создают новые препятствия (вроде попыток конфискации российского имущества за границей) для дальнейшего развития экономических отношений между Евросоюзом и Россией.

Несложно заметить, что эти грубые в применении к международному праву действия предприняты по подсказке  «большого брата» и имеют целью заранее просчитать ситуацию на случай наших ответных мер. Если начнется война конфискаций активов между Россией и Западом, то мы окажемся в явном проигрыше. Под нашим контролем будет гораздо меньше иностранных активов, чем  наших активов у западных стран.

В качестве главного имущественного «трофея» мировая финансовая олигархия рассматривает национальное богатство России. Только на зарубежных счетах, так называемой российской элиты, по последним оценкам, находится около 750 млрд. долларов. Суммарная оценка зарубежного имущества РФ на 2011 год доходила до 3,3 трлн. долларов. Для сравнения отметим, что ВВП России, в 2011 году был равен 54,4 трлн. рублей (в валютном эквиваленте примерно 1,8 трлн. долларов). Таким образом, зарубежное имущество России эквивалентно полутора-двум годовым ВВП страны. Таких средств с лихвой хватило бы для проведения полномасштабной модернизации российской экономики и, безусловно, существует риск лишиться значительной части этого национального богатства в результате конфискационных мер Запада. 

К сожалению, значительная часть этого богатства за два последних десятилетия оказалась перемещенной за пределы России и стала наиболее доступным для захвата «трофеем». По этому поводу, еще в 2009 году откровенно высказался известный антироссийский «ястреб» З. Бжезинский, заметивший, что «не видит ни одного случая, в котором Россия могла бы прибегнуть к своему ядерному потенциалу, пока в американских банках лежит 500 млрд. долларов (на тот период), принадлежащих российской элите. А потом с ехидцей добавил: вы еще разберитесь, чья это элита – ваша или уже наша. Эта элита никак не связывает свою судьбу с судьбой России. У них деньги уже там, дети уже там….».

Таким образом, можно констатировать, что начинается новый этап западного наступления на Россию. В новом пакете есть санкции, ограничивающие экспорт энергоносителей из России, при этом российские банки не смогут проводить международные финансовые операции из-за отключения от системы SWIFT, а ряд крупных предприятий будут лишены возможности участвовать в сделках за рубежом. США также настаивают на принятии ограничительных мер, направленных против зарубежных дочерних российских компаний, участвующих в развитии сырьевых отраслей промышленности и машиностроения многих стран мира. Ограничения в сфере энергетики могут также включать санкции против бизнеса, занимающегося разведкой газовых месторождений или производством и наладкой оборудования для добычи и транспортировки сланцевой нефти.

Понятны действия США: им надо все время выставлять Россию в качестве врага, потому что это сплачивает западный мир и усиливает гонку вооружений. Вполне объяснима  позиция и некоторых западных стран. Сделав первоначально ошибочный выбор с вводом санкций против России, им теперь трудно сохранить свое лицо, даже с учетом явного ущерба для собственной экономики. Видимо, правы многие политики, что с Б. Обамой и А. Меркель разговоры закончены и теперь остается только ждать очередных выборов в указанных странах.

Однако не будем заниматься и самообманом. Что в конечном итоге перевесило чашу политического решения канцлера ФРГ А. Меркель, слишком сильно уверовавшей в экономическую зависимость России от западных стран. Ее советники, может быть, были и правы, исходя из своего прогноза развития нашей экономики и анализа структуры импорта ввозимой продукции, в которых даже некоторые основные виды продовольствия и медикаментов занимали более 70 %.

И можно только согласиться с врачем-нейрохирургом научного центра неврологии РАМН А. Кащеевым, что  «…против страны, которая сама не производит инсулин, не нужна ядерная бомба». Россия до сих пор не вырабатывает инсулин, 98% его на российский рынок по-прежнему поставляют из-за рубежа. И этот перечень необходимых для жизнедеятельности человека товаров в нашей стране можно продолжить. Не потому ли Россия в ответ на ограничения Запада не закрывает рынок, а наоборот, расширяет свободу для бизнеса, о чем заявил на прошедшем форуме Президент РФ В. Путин. «На внешние ограничения мы отвечаем не закрытием экономики, мы отвечаем расширением свободы, повышением открытости России, и это не лозунг, это содержание нашей реальной политики, той работы, которую мы сегодня ведем по созданию условий для бизнеса, по поиску новых партнеров и открытию новых рынков, по участию в реализации крупнейших интеграционных проектов», – подчеркнул он. «Суть программ импортозамещения не в том, чтобы закрыть свой рынок, отгородиться от мировой экономики, мы должны научиться производить качественную конкурентную продукцию, востребованную не только у нас в России, но и на мировых глобальных рынках. А в конечном счете, задача заключается в том, чтобы полнее и эффективнее использовать наши внутренние возможности для решения задач развития», – сказал Путин на Петербургском экономическом форуме.

Но это одновременно и признание ранее допущенных правительством РФ ошибок. Не пора ли, наконец, и нам уйти от разговоров к делу, оставив наедине министра экономического развития Алексея Улюкаева с его размышлениями о необходимости для России, как минимум, 50 лет стабильного развития, чтобы догнать передовые западные страны? Если это так, то покажите нам человека, который согласился бы ждать «лучшей жизни» такой срок?

К сожалению, слишком велика инерция в правительстве РФ и нет единого понимания проводимых в стране экономических преобразований. Что же остается тогда делать региональным властям, если на таком высоком уровне заведомо делается вывод, что решение этих глобальных задач, по малопонятным причинам, в очередной раз откладывается? В тоже время ответ давно ясеннадо срочно менять модель экономического развития в стране и резко увеличить объемы прямых инвестиций непосредственно в реальный сектор экономики, причем в самых разных отраслях, с учетом потенциально сильных сторон каждого региона.

Другие важные вопросы в национальной экономике, такие как исполнение федерального бюджета, укрепление курса рубля, цены и инфляция, потребительский спрос населения, состояние международных и золотовалютных резервов в известной степени являются производными от состояния экономики и достигнутого уровня ВВП.

Ясно, что одной финансовой помощи субъектам федерации в тех ограниченных размерах, которые может предоставить, исходя из своих оценок, федеральный центр, явно недостаточно. В тоже время и региональные правительства не всесильны, как не взывай к частным инвесторам, ссылаясь на благоприятный инвестиционный климат и другие сулящие им выгоды, ежегодный приток частных инвестиций не покрывает даже 1/3 тех денежных средств, которые необходимы для осуществления принятой в стране стратегии ускоренного развития. Если говорить об иностранных инвестициях, то их доля в 2014 году и так была не высока (около 21 млрд. долларов США), а в нынешних условиях, по известным причинам, продолжает существенно сокращаться.

Обманчив и намечавшийся ранее рост потребительского спроса, в 2015 году, по информации ЦБ РФ, просроченные кредиты физических лиц вырастут до 40 % и превысят 800 млрд. рублей. Объем задолженности за услуги ЖКХ и энергоресурсы составляет более 1 трлн. рублей и продолжает расти, а повышение тарифов с 1 июля 2015 года только будет способствовать дальнейшему росту этой задолженности.

Достаточно сложная картина наблюдается и в наших золотовалютных резервах. По сравнению со своими послекризисными максимумами 544 и 517 млрд. долларов достигнутыми соответственно в августе 2011 и октябре 2013 г.г., нынешние запасы упали по состоянию на 12 июня 2015 года до 360,6 млрд. долларов и таким образом еще до начала известных событий на Украине, ЦБ РФ израсходовал больше 40 %  всех золотовалютных резервов. Надо также иметь ввиду, что основная доля российских резервов сосредоточена в иностранных ценных бумагах (около 75%). Абсолютно все вложения в ценные бумаги приходятся на страны, которые ввели в отношении России санкции. Очевидно, что 75% российских золотовалютных резервов находятся потенциально под угрозой, и в случае обострения ситуации и продолжения санкционной войны, к ним может быть применена крайняя мера – блокировка резервов, сосредоточенных в ценных бумагах.

Вывод прост – проблемы в российской финансовой системе вызваны, прежде всего, макроэкономическим причинами, напрямую связанными с деятельностью федерального правительства и Центробанка. Сюда же отнесем и еще одно наблюдение. Сравним нынешнюю статистику Резервного фонда и Фонда национального благосостояния с октябрем 2013 года. И видим, что, невзирая на кризис, оба фонда не особенно пострадали. Сегодня в них находится свыше 152 млрд. долларов, то есть, фактически, та сумма, на которую снизились золотовалютные резервы за последние полтора года. Возникает вопрос, а много ли за это время появилось новых предприятий и инфраструктурных проектов? Да почти ничего не появилось, а экономика страны продолжает катиться вниз.

Есть и хорошие новости, о которых почему-то предпочитают не говорить, вспоминая, не столь отдаленные времена финансового всевластия бывшего министра финансов А. Кудрина. Он был ярым противником увеличения золота в структуре золотовалютных резервов страны. Но несколько последних лет золотой запас все-таки стал заметно расти в физических объемах – хотя это и не очень отражалось на его долларовой стоимости. Эта полезная динамика позволила России выйти на пятое место в мире по объемам монетарного золота – 1190 т, обогнав условно Китай (1100 т), который по неофициальным сведениям уже имеет более 5500 т золота. Впрочем, наши достижения были бы еще более впечатляющими, не продавай РФ золото на экспорт примерно в размере 100 тонн ежегодно. Вроде бы и увеличиваем свои золотые запасы, а чего-то все равно боимся. Так и в российской экономике, меры принимаем все время половинчатые, да и то после длительных дискуссий и с большим опозданием.

Таким образом, чтобы успешно бороться с нашим отставанием в экономике и успешно противостоять предпринятому наступлению западных стран, отчетливо видны две главные задачи: ускоренный рост национальной экономики и укрепление курса рубля с одновременным ослаблением долларовой зависимости. Напомним, что по этому пути пошел в свое время и Китай, а сейчас уже почти догнал США по ВВП и занимает первое место в мире по добыче золота и золотовалютным резервам.

Что же касается достижения заданных в нашей стране высоких экономических ориентиров и преодоления регулярно возникающих в мировой экономике кризисов, то без структурной перестройки национальной экономики и развития всесторонне обоснованного комплекса производительных сил на региональном и муниципальном уровне нам просто не обойтись. И главной проблемой по-прежнему остается отсутствие денежных средств на дальнейшее развитие современного многоотраслевого производства и увеличение налоговой базы, непосредственно в муниципальных районах.

И здесь можно согласиться с предложениями многих авторов о необходимости создания механизмов государственного кредитования экономического роста из внутренних источников и не через банковские цепочки, а напрямую – под конкретные сметы для опережающего роста промышленного и агропромышленного производства. Соответственно взаимодействие и условия государственного кредитования, прежде всего, ведущих банков страны с реальным сектором экономики в нынешних условиях должны быть пересмотрены. Для того чтобы покрыть возникающий дефицит в привлекаемых денежных средствах под заданные ориентиры роста ВВП, необходимо предпринять само собой напрашивающееся решение по беспрецедентному увеличению  государственных инвестиций в развитие региональной и муниципальной экономики. При этом, доля необходимых государственных инвестиций в сырьевых отраслях промышленности, сельском хозяйстве и инфраструктурных проектах по региональным программам должна существенно возрасти, как минимум до 75 %.

Опережающими темпами  должны расти и инвестиции в основные фонды экономики регионов. Правительству РФ необходимо уже в ближайшее время  выявить наиболее важные и эффективные инвестиционные проекты для ускоренного развития экономики регионов и многократно расширить сферу государственного кредитования под гарантии соответствующих региональных и муниципальных властей. Только тогда что-то может сдвинуться с мертвой точки и появится реальная возможность устранить допущенные перекосы в проводимой в стране социально-экономической политике.

Центрами повышенного инвестиционного развития (не надо путать с территориями опережающего социально-экономического развития) в порядке эксперимента должны стать регионы потенциально перспективные для ускоренного экономического роста. Одновременно на этом этапе появится остро востребованный и так необходимый стране институт новых руководителей и молодых специалистов, причем самых разнообразных специальностей. Регионам нужны дешевые кредиты и без финансовых посредников, благо, что их есть куда применить. Стране требуется целевая государственная программа по полному и самодостаточному инвестиционному развитию регионов на муниципальном уровне, основанная на свободном получении дешевых государственных кредитов (не выше 10%) и рассчитанная не менее, чем на 15 лет. Ежегодный объем кредитования регионов с повышенным инвестиционным развитием сравнительно не велик – 1,7 трлн. рублей, причем, его можно без ущерба пополнять как за счет увеличения денежной массы и экономии других расходов, так и за счет резервных фондов, компенсируя издержки ростом добычи золота и гарантированным ростом  ВВП.

В отношениях с США и западными странами при всех наших стремлениях дипломатическим путем изменить ситуацию в лучшую сторону, надо готовиться и к худшему варианту. Еще У. Черчилль в свое время сказал, что «американцы всегда находят единственно верное решение. После того, как перепробуют все остальные». Конфронтация уже началась и будет продолжаться, по мнению самих американцев, длительное время. А это значит, что нам предстоит долгая и упорная борьба не только в становлении национальной экономики, но и в международных отношениях. Безусловно, решающим фактором является борьба с монополией доллара США в международных расчетах, которая постоянно держит в кабальных тисках все мировое сообщество. Противопоставить здесь мы можем только твердый и последовательный курс на укрепление российского рубля. Причем, кроме хорошо продуманных и всесторонне подготовленных действий вместе с другими странами по снижению долларовой зависимости главной мерой все же остается резкое увеличение добычи золота.

Из-за недооценки роли золотодобывающей промышленности в мировых политических и финансовых кризисах, она  фактически была отдана на откуп корпоративным интересам частных компаний и в настоящее время уже не обеспечивает быстро изменяющиеся потребности страны. Необходимо срочно пересмотреть устаревшую доктрину на роль золота, особенно в кризисных ситуациях и принять жесткую по срокам исполнения специальную государственную программу, учитывающую все, сколько-нибудь значимые факторы, с созданием мощного конкурентоспособного государственного сектора (например, госкорпорация «Драгметаллы») на базе как крупных, так и небольших золотодобывающих предприятий с самыми современными технологиями и последующим преобразованием их в народные предприятия. Исходя из потенциальной оценки наши запасы драгоценных и редких металлов составляют более 30 трлн. долларов (для сравнения: в США – 10, во всей Европе – 0,5, в Японии – отсутствуют). Реально взвешивая потенциальные возможности России, многие эксперты считают, что мы можем увеличить добычу золота как минимум в два раза в течение ближайших 8-10 лет. Сдерживающими факторами являются предстоящее проведение широкомасштабной геологоразведки сразу в нескольких регионах и недостаток трудовых ресурсов.

О необходимости ухода от доллара говорят уже давно и много. В компетенции правительства РФ вполне применимо при заключении  экспортных контрактов с российскими контрагентами использование в качестве платежного средства помимо рубля и национальных валют других стран также и монетарного золота в определенных пропорциях. Применение частичной оплаты золотом только по нашим энергетическим контрактам может принести ежегодно в казну государства  до 60-70 тонн золота, разумеется, c последующим выкупом его Центральным банком России у торговых организаций. Есть и еще  обстоятельства, которые дают нам заранее ряд преимуществ при переходе на частичную уплату золотом по экспортным контрактам.

Первое, не все страны имеют его в достаточном количестве и вынуждены будут приобретать определенную часть золота для расчетов на рынке, тем самым меняя структуру своих международных резервов, ориентированную на американский доллар.

Второе, начнется отток накопленных золотых резервов, прежде всего, у таких стран как Германия, Италия, Франция и др. с большими запасами монетарного золота, что немедленно повысит спрос на золото и заставит их пересмотреть свои торговые отношения, ориентированные на поддержку финансово-кредитной системы и долларовый эквивалент США.

В-третьих,  развитые и активно развивающие страны, не имеющие значимых месторождений не только нефти, газа, но и золота, вынуждены будут искать дополнительные сырьевые ресурсы и сами предлагать взамен то, чем они богаты – передовые технологии, финансовую помощь, участие в освоении наших месторождений и, конечно, новые политико-экономические союзы.

В-четвертых, страны ОПЕК и, прежде всего, арабские страны, не имея собственных месторождений золота, долго не выдержат конкуренции и начнут постепенно переходить на новые условия оплаты по своим энергетическим контрактам, в т.ч. и с частичной уплатой золотом. Это заставит США расходовать свои золотые резервы и монопольное положение доллара уже на этом этапе будет серьезно поколеблено.

В-пятых, цена на золото заметно возрастет, стабилизируется и, в отличие от нефти, не будет подвержена в дальнейшем резким колебаниям, что в свою очередь приведет к увеличению  спроса и добычи золота в мире.

В-шестых, национальные валюты стран, имеющих значительные золотые резервы и большие объемы добычи золота (Китай, ЮАР, Россия, Австралия и др.) начнут заметно укрепляться до уровня региональных валют, появится избыток долларовой массы и, как результат – начнется постепенное обесценивание доллара.

В-седьмых, преимущества в мировой торговле получат страны с потенциально большими запасами золотосодержащих полезных ископаемых, в том числе  и прежде всего Россия. С учетом имеющихся у государства возможностей по увеличению добычи и переработки золота, а также покупки части выручки Центробанком РФ за поставленные нефть и газ в золотом эквиваленте, Россия может выйти на первое место в мире по аккумулированию золотых резервов в объеме до 600 тонн золота ежегодно и значительно сократить отставание от США. А это уже сопоставимо по выручке от поставок и продажи всего нашего объема нефти и газа.

Таким образом, имея возможности для маневрирования в поставках стратегических сырьевых ресурсов и в использовании нужных нам платежных средств, Россия в состоянии обеспечить в среднесрочной перспективе устойчивость национальной валюты и существенно снизить свою зависимость от доллара. Этот мягкий сценарий  перехода на новые условия ведения международной торговли ослабит позиции не только США, но и таких зависимых от сырьевых ресурсов стран, как Великобритания, Турция, Япония, Южная Корея, ряда арабских и других стран.  Роль и поддержка Китая в этом противостоянии своей мощной финансовой системой более чем желательна. Не зря президент РФ В. Путин призвал Китай совместно подумать о надежном размещении золотовалютных резервов обеих стран. «Для нас очень важно рационально и надежно размещать эти ресурсы. И мы должны вместе подумать над тем, как это сделать, имея в виду весьма непростую ситуацию в мировой экономике, которую мы наблюдаем», – отметил Путин. В связи с чем,  инициатива Китая о строительстве нового Великого шелкового пути для продвижения своих товаров на Запад по короткому пути через нашу территорию, выглядит вполне определенной по смыслу. Но надо иметь в виду и то, что этот проект более выгоден не только Китаю,  но и прежде всего Евросоюзу. России же надо ускоренно развивать собственную экономику, чтобы уйти от роли простого транзитера чужих товаров.   

Рассматривая две главные задачи ускоренного развития экономики России, мы не имеем права упускать и другие внутренние возможности для увеличения ее инвестирования, скрытые, прежде всего, в экономии государственных расходов. Вся страна знает о баснословных зарплатах и льготах первых лиц в крупных государственных компаниях, сравнимых, разве что, с доходами самих олигархов. Но в этих компаниях работают и тысячи других начальников рангом поменьше, которых также не обошли высокими заработными платами и льготами. По-существу в нашей стране помимо сложившейся в 90-е годы ХХ века системы несправедливого распределения национальных богатств начал формироваться и новый класс привилегированных лиц, иначе как можно расценивать введенные для них льготы по компенсации обучения детей за границей, персональные пенсии, превышающие обычные трудовые в несколько раз и другие, не очень обязательные для таких обеспеченных людей льготы? В этом отношении, продолжающее углубление социального неравенства между различными слоями населения может в конечном счете переполнить чашу терпения большинства наших граждан. Перед правительством и Госдумой России стоит сложная задача по снижению уровня расслоения населения по объему доходов и ее придется решать.

Россия должна быть готова к любому варианту развития событий, последние неутешительные новости в мире не оставляет нам другого выбора. Еще в свою бытность госсекретарем США Д. Даллес ввел термин «балансирование на грани войны» и его последователи, видимо, решили реанимировать эту доктрину в наше время. Похоже, в западных странах забыли, что такая политика чре­вата большими опасностями, причем цена ее может оказаться высокой для обеих сторон.

Павел КУРКИН, председатель Коминтерновского отделения партии «Патриоты России», руководитель регионального направления финансовой компании, г. Воронеж


9 июля 2015


Фото дня
Главными символами России для ее граждан являются единство народа, его многонациональность, сплоченность, а также официальные герб (16%), гимн (16%) и флаг (16%) страны, сообщает ВЦИОМ.
новости
Все новости
Судьба Отечества напрямую зависит от нашего желания быть русскими!
Юрий Поляков, писатель, автор культовых романов и повестей «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Козленок в молоке». После честной публикации о «Ельцин-центре» его сняли с должности главного редактора «Литературной газеты».
Читать статью...
Нам важно знать
ваше мнение
No polls available at this time.