«Зайцы» за 450 миллионов. Или как бороться с безбилетниками?»

Многие пассажиры, практически каждый пятый, не считает необходимым платить за проезд. Что это: менталитет, отсутствие социальной ответственности, невоспитанность, безалаберность? Какой бы причина ни была, она неуважительная. Это мое глубокое убеждение.

Поездка в транспорте – это услуга и как любая другая должна оплачиваться. Никому же не приходит в голову, что стрижку нам делает парикмахер из безусловной любви к эстетике, а кофейни самообслуживания расставили из чистых побуждений поднять нам тонус перед началом рабочего дня. Часто слышу: «Мне не нравятся эти новые автобусы. Они медленные. Раньше лучше было». И такие настроенческие высказывания становятся причиной не платить за проезд.

Мне тоже не нравится цена на бензин. Раньше ниже была. Но я выбираю движение на автомобиле, а значит, заливаю бензин по непривлекательной цене. Десяткам тысяч курян не нравится подскочившая оплата мобильной связи. Операторы задрали тарифы. Но без смартфона обходиться мы не готовы, поэтому платим. Платим за ЖКХ, покупаем продукты, идем в кафе и кино…

Получается, многие исполняют платежные обязательства только под угрозой лишиться или не получить услугу. Не заплатил – нет кофе, не заплатил – отключат телефон, свет и газ. А не заплатил за проезд – вышел без угрызений совести.

Когда нет личной и общественной ответственности, приходится взывать к ней с помощью штрафов. А как иначе? И здесь встает вопрос о контролерах. Их в штате на данный момент всего 19, а необходимо 40. Ежедневно на проверки выходят не все, этого недостаточно, чтобы снизить число безбилетников. В идеале система контроля должна стремиться к тому, чтобы пассажир встречал контролера раз в пять поездок.

В общем, нужно больше контролеров. А для этого нужны привлекательные условия для работы, не самой приятной, сказать честно. Достойная зарплата прежде всего. К сожалению, финансирование, запрошенное минтрансом на оплату труда контролеров, не одобрили. Хотя замминистра транспорта Александр Васильченко в «Точке кипения» вчера подчеркнул, что полный штат контролеров при условии плотных проверок сам себя «окупит» за счет выписанных штрафов.

Как бороться с безбилетниками? Единого метода тут нет. Я бы увеличил повторный штраф за безбилетный проезд до 5 тысяч рублей, если по-другому наука не доходит. И, конечно, надо решать проблему с контролерами, их зарплатами, числом и региональными преференциями. 450 миллионов не дополучит областной бюджет, если статистике по безбилетникам не положить конец. Высокая цена за безответственность пассажиров.