Отмечаемый в России в конце июня День молодежи — один из важнейших праздников России, не только, что называется, «по вывеске», но и по конкретному значению для всей нашей страны.
Обычно принято говорить и считать, что молодежь — это наше будущее, те люди, от кого и зависят конкретные пути развития государства и общества. Это, безусловно, справедливо, но также справедливо и то, что грань между тем самым будущим и нашим конкретным настоящим достаточно условна. Проще говоря, будущее формируется уже сегодня — а значит, и начинать думать о нем также необходимо прямо сейчас.
Россия в данный момент находится перед лицом серьезнейших вызовов, прежде всего, внешнеполитических, — вызовов, вероятно, наиболее грозных за последние несколько десятилетий. Речь идет о существовании нашего государства как такового — с его уникальной цивилизационной моделью, с твердой позицией ведущего защитника и хранителя традиционных ценностей, со всем тем гигантским и необозримым историческим и культурным наследием, что накопили предшествующие поколения.
Все это нужно сохранить и преумножить — и именно такая задача стоит не только перед теми, кто находится во взрослом возрасте сейчас, но и в даже большей степени перед нашей молодежью. Для того, чтобы эта задача была успешно решена (а это единственно возможный вариант для всех нас) необходима прочная и продуманная система патриотического воспитания — направленная на то, чтобы человек входил в сознательный возраст любящим свое Отечество, знающим его историю, понимающим, насколько важно защищать наше общее национальное достояние.
Это знание также должно быть совершенно осознанным — только в таком случае патриотизм можно считать подлинным, по примеру поколений советского периода нашей истории. Все славные свершения, связанные с тем периодом, имеют своей первопричиной именно подлинный патриотический дух, чувство любви к Родине как основу всех основ. Все — включая и Победу в Великой Отечественной войне, когда, казалось бы, мощнейшая человеконенавистническая сила нацизма оказалась беспомощной перед лицом сплотившегося единого советского народа.
Но также именно высоким патриотическим духом пронизаны и главные наши победы и прорывы в науке, в искусстве, в спорте, в других сферах человеческой деятельности. Россия вообще всегда была сильна людьми, которыми в свою очередь вдохновляла на свершения та самая любовь к Отечеству.
XXI век мы встретили лишенным идеологии и национальной идеи обществом, и этот вакуум больнее всего ударил именно по молодежи. В какой-то момент казалось даже, что время уже безнадежно упущено — и понятие «потерянные поколения» прозвучит приговором для России. К счастью, это оказалось совсем не так — и лучшим доказательством этого может служить тот очевидный патриотический подъем, который наше общество продемонстрировало с началом специальной военной операции по денацификации Украины.
Мы продолжаем демонстрировать подобный настрой и в настоящее время — однако это не должно вызывать эйфорию и служить самоуспокоению. Сейчас есть люди, готовые активно и плодотворно участвовать в процессе патриотического воспитания — прежде всего представители ветеранских и военно-патриотических организаций.
Однако очевидно, что одной лишь частной инициативой не обойдешься — нужна именно система, способная охватить всех представителей российской молодежи. Движение октябрят, пионерия, комсомол на деле доказали, что успешное функционирование такой системы возможно и даже жизненно необходимо для государства и общества. В настоящий момент мы закономерно возвращаемся к тому опыту — в России формируется единое патриотическое молодежное движение.
Но важно не просто создать его — форма не должна заменять содержание. Необходимо понятное для всех и принятое общественным большинством как должное смысловое наполнение такого движения — тот самый осознанный патриотизм, завещанный нам нашими предками в качестве главного национального достояния.
Верящий в свою страну человек, гармонично развитый и готовый к созидательному труду во благо Родины — вот тот очевидный портрет молодого патриота, от которого и зависит не только будущее, но, по большому счету, и настоящее России.