Легендарный снайпер Иван Николаевич Кульбертинов служил в 23-й отдельной лыжной бригаде 2-й гвардейской воздушно-десантной Проскуровской дивизии.
Он родился в селе Тяня Олекминского улуса Якутской области в семье охотника-оленевода. По метрическим записям дата его рождения - 7 ноября 1917 года. По национальности он эвенк. У него был старший брат Николай. С малых лет Иван и Николай, как и отец, занимались охотой и были меткими стрелками. В 1927 году у них отец умер, и братья стали работать в колхозе «Новая жизнь» - занимались охотой и оленеводством.
С началом Великой Отечественной войны старшего брата Николая призвали на фронт и вскоре он погиб. В июне 1942 года Иван Кульбертинов пошел добровольцем в Красную армию. «Зверя в глаз бью, хочу фашиста бить», - сказал он на призывном пункте.
Боевое крещение Иван Николаевич получил осенью 1942 года в Демянской наступательной операции войск Северо-западного фронта в ожесточенном бою вблизи поселка Демянск. После массированной артиллерийской подготовки немецкие войска пошли в атаку на советские позиции. Кульбертинов начал прицельно стрелять по врагу, меняя позицию после каждого выстрела, каждая его пуля находила свою цель.
Расстреляв все патроны из винтовки, он заметил, что тяжело ранен пулеметчик. Тогда Иван подобрал его пулемет и открыл огонь по наступающему противнику короткими очередями. Немецкая атака была отбита, а командиры отметили отважные и грамотные действия новобранца. Познакомившись с личным делом Ивана Кульбертинова и оценив то, что он из Сибири, за ловкость и смекалку его назначили в отделение разведчиков.
В часть, где служил Иван Николаевич, из управления запасных частей поступила телеграмма, которая рекомендовала обучать эвенков и якутов, являвшихся отличными охотниками, фронтовой разведке и снайперскому делу. Военную подготовку военного снайпера Иван проходил в Челябинске. По прошествии полугодовой военной подготовки, его направили на Северо-западный фронт, во Вторую воздушно-десантную дивизию в качестве снайпера.
Свой боевой счет снайпер Иван Кульбертинов открыл 27 февраля 1943 года под Старой Руссой. По прибытии в расположение части Кульбертинову была поставлена задача ликвидировать немецкого артиллерийского корректировщика. Двое суток Иван выслеживал немца, а обнаружив, мгновенно уничтожил. Дивизия, в которой служил Кульбертинов, 24 апреля 1943 года, была переброшена в район поселка Касторная Курской области, где советские войска вели оборонительные бои.
После артиллерийской подготовки на советские позиции двинулись немецкие танки. Один танк проехал прямо над окопом, в котором Иван Кульбертинов обустроил свою огневую позицию. Едва танк миновал окоп, Иван метнул гранату – танк остановился и загорелся. Из него начал десантироваться экипаж. Кульбертинов сначала уничтожил экипаж танка, а затем начал методично отстреливать наступающую за танком вражескую пехоту. В этой схватке гвардии сержант Кульбертинов уничтожил танк, пулеметный расчет, а также 20 гитлеровцев - за это он был награжден медалью «За отвагу».
В середине сентября 1943 года развернулись бои за освобождение Чернигова. Иван Николаевич, действуя и днем, и ночью, наводил ужас на немецких солдат и офицеров. Однажды он подкараулил трех немецких солдат, которые шли за водой по узкой тропинке, и когда те оказались друг за другом, уничтожил их всех одним метким выстрелом.
После освобождения Чернигова, среди вещей одного из убитых немецких офицеров, было найдено неотправленное письмо. Немец писал: «Мы несем колоссальные потери из-за проклятого русского снайпера. Он преследует нас на каждом шагу, не позволяя высунуть нос. Малейшая неосмотрительность – и пуля тут же находит свою цель. Большинство убитых в моем батальоне пали от выстрелов этого снайпера. Находимся без воды и провизии, невозможно покинуть укрытие, а всем офицерам на фронте раздали листовки с предупреждением о необходимости быть бдительными, поскольку в этом районе орудует снайпер».Так стало известно о том, какой страх посеял Иван Николаевич среди врага.
Осенью 1943 года в одном из кварталов города Мукачево была обнаружена доска с надписью «Осторожно, Кульберт», а в одном из прикарпатских сел было вывешено немецкое предупреждение: «Осторожно – «сибирская сова». Один из взятых в плен немцев рассказал, что им зачитывался приказ фюрера - о необходимости уничтожения советского снайпера.
На Ивана Кульбертинова была объявлена настоящая охота. Лучшие снайперы элитного подразделения ваффен-СС пытались выследить и уничтожить его, но из всех противостояний он выходил победителем.
Ивана Николаевича направляли на самые сложные участки фронта для выполнения особо важных задач. Его перемещали исключительно ночью, под охраной и в строжайшей тайне - настолько ценным был легендарный стрелок. Осенью 1943 года, принимая участие в боях за удержание и расширение плацдарма на правом берегу Днепра, гвардии сержант Кульбертинов уничтожил 59 солдат и офицеров противника. Когда продвижению советских войск мешал огонь трех замаскированных пулеметов врага, 8 октября 1943 года Иван Николаевич выдвинулся вперед всех подразделений и подавил эти пулеметные расчеты. Тем самым он обеспечил дальнейшее продвижение наших войск без потерь.
В разгар ожесточенных боев под деревней Медвен при ликвидации прорыва противника к переправе Кульбертинов заменил снайперскую винтовку на автомат и первым поднялся в атаку. С возгласом: «За нашу Родину» он увлек за собой все подразделение - и переправа была захвачена. За это он был удостоен ордена Красного знамени.
В боях за город Корсунь-Шевченковский в 1944 году опытный немецкий снайпер простреливал подход к советским позициям. Стало трудно доставлять боеприпасы. Тогда Кульбертинов вышел на охоту. Днем, замаскировавшись, Иван Николаевич изучил местность и решил, что противник может находиться только за одним небольшим бугорком. Тогда ночью Иван прополз на нейтральную полосу и укрылся в кустарнике.
Когда рассвело, через окуляр прицела он увидел торчащий за укрытием ствол вражеской винтовки, но сам стрелок был недосягаем. Тогда Кульбертинов достал зеркальце и на мгновение отразил солнечный зайчик. Немец моментально отреагировал, решив, что вычислил советского стрелка, и тут же начал разворачиваться в сторону блика, показавшись из-за укрытия. Кульбертинову хватило этого мгновения для его уничтожения.
Про него 11 января 1944 года писала газета Четвертого Украинского фронта «Сталинское знамя»: «Лучший снайпер нашего фронта, гвардии старший сержант Кульбертинов отправил в могилу своего 232-го фрица. Ветераны-однополчане с восхищением вспоминали, как на Моравско-Остравском направлении Кульбертинов вышел победителем на трех снайперских дуэлях с хвалеными фашистскими асами – меткими выстрелами он сразил одного штурмбанфюрера и двух оберштурмбанфюреров из егерского спецподразделения «Ваффен СС».
В боях на Карпатах, в районе села Яблонов, он уничтожил трех офицеров, семь солдат противника, пулеметный расчет и двух снайперов, чем сорвал контратаки врага. За что был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени. В бою по взятию города Моравскоя-Острава Кульбертиновым были уничтожены два станковых и два ручных пулемета, три вражеских снайпера и 20 вражеских солдат и офицеров – за это он был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Когда его спрашивали «Не страшно ли было убивать людей», он отвечал: «На войне чувствовал себя, как на охоте, и я для себя внушил, что фашист - это настоящий зверь, которого нужно незамедлительно уничтожить».
Вот отрывок из воспоминаний самого Кульбертинова: «Лежу вторые сутки в засаде, каждая жилка, каждый нерв напряжены - слежу за сараем, где расположились немцы. В трудные минуты представляю себе необъятные просторы олекминской тайги, и мне становится легче. Вижу - подъехала повозка с боеприпасами. Ну, думаю, устрою вам фрицы «северное сияние». Немцы стали разгружать боеприпасы. Я подождал, пока они все ящики сняли с повозки, зарядил снайперку бронебойно - зажигательным патроном и послал «сладкий гостинец». Все полетело верх тормашками, поднялся огромный столб огня, дыма, пыли. Более десятка фашистов погибли от этого взрыва».
После того случая, Иван получил от немцев прозвище «Сибирская полночь», которое они использовали в предупреждениях. Когда на передовой появился опытный немецкий стрелок, который убил многих его боевых товарищей, Кульбертинов поклялся, уничтожить врага. Выследить немца помог ему опыт охотника. Иван Николаевич знал, что если стрелять из винтовки при наличии росы, то появится дымовое облачко. Немец хорошо маскировался, но его это не спасло. Однажды утром Кульбертинов увидел этот самый сигнал, гитлеровец себя выдал, а снайпер записал еще одного убитого врага на свой снайперский счет.
Отважный снайпер сражался под Москвой, освобождал Орел, Курск, Киев, Винницу, воевал на территории Новгородской и Курской областей, Украины, Польши, Германии и Чехословакии.
За годы войны Кульбертинов был трижды ранен. Его два раза отправляли в госпиталь, но он возвращался в свою часть, говоря, что здесь он нужнее. За годы Великой Отечественной войны на личном счету снайпера Ивана Николаевича Кульбертинов было 487 уничтоженных солдат и офицеров противника. Кульбертинов обучил снайперскому искусству 35 бойцов. Молодым снайперам он советовал: «Поменьше подражайте, ищите собственные приемы борьбы. Находите новые позиции и новые способы маскировки. Не бойтесь ходить в тыл врага, помните - не надо рубить топором там, где можно применить иголку».
В 1946 году Иван Николаевич Кульбертинов был демобилизован из рядов Советской армии, при этом его наградили именным пистолетом «ТТ» . Вернувшись на родину в Олекминский район, фронтовик женился, и у него родилось двое детей. Он занялся своим любимым делом - охотой. За одну зиму 1947-1948 года им были добыты и сданы государству 900 белок. В последующие годы он работал охотником зверофермы, и за это время его промысел составил более 70 лосей, 10 медведей, 2,5 тысячи белок и 86 соболей. А за всю свою жизнь он добыл 24 тысячи беличьих шкурок.
За самоотверженный труд в мирное время и героические подвиги в годы войны в 1968 году он был награжден именным карабином с оптическим прицелом. Вошел в историю случай, когда в 1979 году уже 62-летний Иван Николаевич помог совхозу «Токинский» избавиться от волков. С помощью именного карабина и специальных ловушек за сезон уничтожил 11 матерых зверей, устранив угрозу нападения на совхозных оленей.
Иван Николаевич Кульбертинов умер 13 февраля 1993 года на 76-м году жизни. Похоронен в родном селе Тяня Олекминского улуса Якутии. Его имя увековечено в названии Тянской восьмилетней школы и одной из улиц города Олекминск. В его честь установлено несколько памятников, а к столетию легендарного снайпера концерном «Калашников» была выпущена ограниченная серия карабина «Тигр».
Ежегодно в День Победы в совхозе «Токкинский» Олекминского улуса проводятся стрелковые соревнования на призы Ивана Николаевича Кульбертинова. Слава героям Великой Отечественной войны. Слава России – великой, единой и неделимой.