Вузы России больше не участвуют Болонском процессе. Эта новость для многих стала радостной. А для кого-то, в том числе и для меня, она стала поводом задуматься над вопросом: действительно ли только Болонская система виновата в проблемах российского высшего образования?
Если здраво посмотреть на ситуацию, то станет понятно, что в России никакая Болонская система не могла наделать столько бед, сколько наделали наши чиновники, которым еще в далеком 1991 году как будто бы была дана команда на уничтожение традиционных принципов российского образования.
Уверен, это не она заставляла российских чиновников от образования придумывать нелепые правила, по которым приходилось учиться и преподавать. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.
- Студент не имеет права сменить вуз просто потому, что понял, что будущая избранная специальность - не то, о чем он мечтал. Он не может уйти из одного вуза по собственному желанию и продолжить учебу в другом. Он должен пройти зарегламентированную процедуру перевода со множеством сложных подводных камней.
- У студента на самом деле нет выбора траектории обучения. Вузы дают право выбирать только «цвет тарелки», на которой студенту подадут одно и тоже блюдо.
- Преподаватели для повышения собственного рейтинга должны печатать свои научные труды в зарубежных изданиях. Не бесплатно, а, как правило, за большие деньги. И ради чего?
- Цель учебы в вузе – освоение компетенций. Вроде бы, звучит неплохо. А кто их придумывает? Чиновники системы образования. И результат получается, как обычно, никакой.
- Весь период обучения студент должен вести свое портфолио. Но зачастую это никому не нужно, кроме проверяющих органов. Ведь в России не создана бесплатная платформа для ведения портфолио по типу системы инструментов гугл для образования. Почему преподаватели и студенты должны платить за никому не нужные вещи?
Перечень можно продолжать, но остановлюсь на этом. К счастью для нас и для наших нынешних и будущих студентов, эта проблема наконец-то всплыла на поверхность, и власть громко объявила, что собирается ее решать. Верю, что так и будет: чиновники от образования сменят, наконец, подход ко всей системе и начать думать по-другому, патриотично, исходя из интересов страны, как того требует нынешняя сложная ситуация.