14 июля 1500 года русская армия разгромила литовские войска в битве на реке Ведрошь. Эта победа стала определяющей в Русско-литовской войне 1500-1503 г.г. Русские уничтожили и пленили большую часть вражеского войска. Литовцы утратили стратегическую инициативу и в итоге потерпели поражение в войне. Россия заключила выгодный мир с Литвой, заняв древнерусскую Северщину - почти треть владений Литовского княжества.
В период феодальной раздробленности России значительная часть юго-западных и западных русских земель были захвачены Литвой, Польшей и Венгрией. В составе Великого княжества Литовского были земли Малой, Черной и Белой Руси, Брянщина и Смоленщина. Хотя Литовским княжеством правили литовские князья, однако подавляющая часть населения в Литовском княжестве были русскими.
Большинство населения и даже магнатов говорили на русском языке и исповедали православие. Даже государственным и письменным языком был русский. Литва не знала ордынского ига и быстро развивалась. Великое княжество Литовское имело хорошие шансы, чтобы возглавить процесс объединения русских земель. Однако литовская верхушка пошла на унию с Польшей, стало насаждаться католичество, а православные ограничивались в правах. Литовские магнаты ополячивались, а крестьянские общины закрепощались по польскому образцу. В итоге центром объединения Русских земель стала православная Московская Русь.
В период правления на Руси Великого князя Иоанна III Васильевича (1462-1505 г.г.) успешно продолжался этап собирания русских земель. В состав Московского княжества вошли Ярославское, Дмитровское и Ростовское княжества. Иоанн Васильевич упрочил союзные отношения с Тверью, Рязанью и Псковом. Осваивая Север, Москва подчинила себе Пермь, Югру и Вятку. В 1478 году сдался Великий Новгород, его «самостийные» порядки были упразднены. Многие удельные князья стали «служилыми» Великого князя Московского. После «стояния на Угре» Иоанн Третий окончательно перестал платить дань Орде, и Московское княжество (1480 год) стало полностью независимым.
Исходя из этого Иоанн Третий принял новый титул — «государь всея Руси и великий князь». На юге и востоке «государь всея Руси» старался отражать набеги кочевых орд, оказывать политическое влияние на Казанское и Крымское ханства, а также осваивать «Дикое поле» - ничейные земли, возникшие после распада Золотой орды. На севере и на западе Иоанн Третий ставил целью возврат исконно русских земель, своей «дедины и отчины». Государь понимал, что важнейшим инструментом его активной и успешной внешней политики может быть только армия. Для укрепления армии были произведены соответствующие реформы.
Основу армии теперь составляли «государевы служилые люди» - дворянская поместная конница, объединенная в полки под командованием великокняжеских воевод. Все назначения фиксировались в разрядных книгах. Дворянская конница имела хорошее защитное вооружение («дощатые брони»), удобные для рукопашного боя сабли и легкое огнестрельное оружие – «ручницы». Появились новые военные формирования - отряды «огненных стрельцов» («пищальников») и «наряд» (артиллерия). «Пищальники» набирались из горожан и тоже ставились под командование великокняжеских воевод. Например, Новгород и Псков обязаны были выставлять по приказу Великого князя по одной тысяче «пищальников». Из сельского населения в пехоту набиралась «посошная рать». Была разработана четкая система сбора ратных людей.
Непосредственное ведение военных действий возлагалось на великокняжеских воевод, которые практически воплощали стратегические и тактические планы, разработанные великим князем и его военными советниками. «Большим воеводам» перед походом вручался «наказ» - подробная инструкция, где поименно перечислялись полковые воеводы, указывалось, где и как поставить полки, как организовать их взаимодействие, как поступить в той или иной конкретной ситуации. Но везде подчеркивалось, что полки следует ставить «где пригоже», поступать «посмотря по делу».
Русская армия эпохи образования Российского государства была национальной по составу (в армиях западноевропейских государств преобладали тогда наемники-иностранцы) и решала национальные задачи по обороне Отечества от внешних врагов и по возвращению исконных русских земель. В связи с выходом Российского государства на мировую арену увеличилось значение дипломатической подготовки войны. Создание выгодной внешнеполитической ситуации требовало постоянных забот со стороны правителя государства, и это было порой важнее, чем непосредственное участие в военных действиях. Заботой Великого князя являлось и создание внутреннего сплочения Державы.
Стремление Иоанна Третьего к собиранию земель натолкнулось на сопротивление Великого княжества Литовского, Ливонского ордена и Швеции. Москва пресекла попытки новгородцев перейти под власть Великого княжества Литовского. В 1480 году Литва вступила в направленный против Москвы союз с Ордой. В свою очередь Москва «дружила» с Крымским ханством против Литвы. На русско-литовской границе происходили постоянные конфликты - их причиной были погранично-территориальные споры. Москва не признавала за Литвой право на владение городами Козельском, Серенском и Хлепнем и стремилась подчинить себе «верховских» князей, перешедших при Василии Втором под власть литовского князя. После подчинения Великого Новгорода возник еще один спорный вопрос — о «ржевской дани», поскольку к Москове перешел ряд приграничных волостей, которые ранее находились в совместном новгородско-литовском владении. В Литве же часть знати Великого княжества начала смотреть в сторону Московского государя и переходить в его подданство, прежде всего из за притеснения Православной веры.
Так началась «странная» русско-литовская война 1487-1494 г.г. - официально обе державы находились в мире на протяжении всего конфликта. По миру 1494 года большая часть земель, занятых русскими войсками, включая стратегически важную крепость Вязьма, отошла к России, а Литве возвращались города Любутск, Мезецк, Мценск и некоторые другие. Великое княжество Литовское отказывалось от притязаний на «ржевскую дань». Также было получено согласие русского государя на брак его дочери Елены с великим князем литовским Александром при оставлении ее в православии. Кроме того, взаимно запрещалось принимать беглых служилых князей вместе с вотчинами.
Договор 1494 года обе стороны считали временным. Литва жаждала реванша. Москва, видя слабость противника, планировала продолжить борьбу за возвращение «великого княжества Киевского». Западная граница по-прежнему не была точной, что создало источник новых пограничных споров и конфликтов, которые продолжались до новой войны.
В 1497 году завершилась война Москвы со Швецией, и мир был заключен. Назрела новая война с Литвой. Разозленный стремлением обратить его дочь Елену в католичество, московский государь снова начинает принимать на службу князей, бросивших литовскую службу. В апреле 1500 года под власть Москвы переходят Семен Бельский, Василий Шемячич и Семен Стародубский-Можайский. Князья переходили на московскую службу со всеми своими владениями, составлявшими значительные территории в восточной части Великого княжества Литовского с городами: Белая, Новгород-Северский, Рыльск, Радогощь, Стародуб, Гомель, Чернигов, Карачев, Хотимль, Мценск, Серпейск, Любеч, Путивль. Причиной своего «отъезда» Семен Иванович Бельский назвал потерю великокняжеской милости и «ласки», а также стремление великого князя литовского Александра перевести его в «римский закон», чего не было при предыдущих великих князьях. Война стала неизбежной.
В преддверии войны великий литовский князь Александр Казимирович предпринял ряд шагов для упрочения своего военно-политического положения. В июле 1499 года состоялось заключение Городельской унии между Великом княжеством Литовским и Польшей. Также были укреплены связи Литвы с Ливонией и Большой ордой (ханом Шейх-Ахметом). Однако оказать немедленную военную помощь Литве ни Польша, ни Ливония, ни Большая орда не смогли.
Пользуясь благоприятной внешнеполитической обстановкой, московский государь начал войну. Русская армия действовала по заранее продуманному плану. Накануне войны были сформированы три рати: на торопецком, смоленском и новгород-северском направлениях. Также часть армии находилась в резерве, чтобы оказать помощь той рати, где будут обнаружены основные силы противника.
3 мая 1500 года из Москвы к границе Литвы выступила рать под командованием служившего Иоанну Третьему казанского хана-изгнанника Мухаммед-Эмина и Якова Захарьича Кошкина-Захарьина. Русская рать овладела Мценском, Серпейском, Брянском, и вместе с войсками Семена Можайского и Василия Шемячича в августе заняла Путивль. На других направлениях русское наступление также было успешным. Составленная из новгородцев рать под началом наместника Андрея Челяднина, усиленная полками удельных князей Волоцких, овладела Торопцом. Другая рать под командованием воеводы Юрия Захарьича Кошкина-Захарьина овладела Дорогобужем. Возникла возможность выхода московской рати к Смоленску.
Успешное наступление русской армии встревожило Великого князя Литовского Александра Казимировича. В Литве проводилась спешная мобилизация, литовское контрнаступление ожидалось от Смоленска на Дорогобуж и к Дорогобужу, из района Твери перебросили рать под началом опытного воеводы Даниила Щени. Он соединился с отрядом Юрия Захарьича и принял командование над всей армией. Ее численность достигала 40 тыс. бойцов. Как показали последующие события, решение о выдвижении резерва под началом одного из лучших полководцев Руси под Дорогобуж было верным. Из Смоленска через Ельню двигалась 40-тысячная литовская армия под командованием великого гетмана Константина Острожского. В целом силы сторон были примерно равны.
Обе армии встретились в районе рек Тросны, Ведроши и Сельчанки. Перед битвой русская армия располагалась в своем лагере на Митьковом поле, в 5 км к западу от Дорогобужа, за рекой Ведрошь. Через Ведрошь был перекинут единственный в этих местах мост. Разведка вовремя доложила о подходе противника. Русские воеводы, намеренно не уничтожив мост, подготовили войска к бою. Основные силы составлял Большой полк воеводы Даниила Щени. Правый фланг был прикрыт Днепром, а левый – закрыт большим труднопроходимым лесом. В лесу расположили засадный полк – Сторожевой полк Юрия Захарьича. На западный берег Ведроши выдвинули передовой отряд, который должен был завязать бой и заманить врага на другой берег, где его ожидали наши главные силы. В отличие от московских воевод гетман Острожский шел к месту будущего сражения без полных данных о противнике. Он имел лишь приблизительные сведения от пленных и перебежчиков и считал, что перед ним стоит лишь небольшая русская рать.
14 июля 1500 года между ними произошло решающее сражение, ставшее главным событием всей войны. Считая противника слабым, литовцы отважно, с ходу опрокинули передовой полк русских, перешли реку Ведрошь по мосту и врубились в ряды Большого полка. Упорная битва продолжалась несколько часов. Исход ее решил удар Засадного полка. Русские войска вышли в тыл литовцам, разрушили мост и отрезали путь к отступлению. После этого началось избиение павшего духом врага. Только убитыми литовцы потеряли около 8 тыс. человек. Многие утонули во время бегства или попали в плен, включая самого гетмана Острожского и других воевод. Также русскими трофеями стала вся артиллерия и обоз противника.
В битве на реке Ведрошь были уничтожены и пленены главные и наиболее боеспособные силы литовской армии. Великое княжество утратило наступательные возможности и перешло к обороне. Только обострение ситуации на других границах Русской державы спасло Литву от дальнейших поражений.
Победы русских встревожили других противников Москвы. Больше всего встревожились ливонцы, они решили выступить на стороне Великого княжества. Весной 1501 года в Дерпте (Юрьеве) были арестованы русские купцы, а их товары разграблены. Направленных в Ливонию послов задержали. В июне 1501 года был подписан договор о военном союзе Литвы и Ливонии. Начались стычки на границе России с орденом.
В августе 1501 года армия Ливонского ордена вторглась в Россию в районе Пскова. 27 августа ливонцы разбили русскую рать (полки из Новгорода, Пскова и Твери) на реке Серице и осадили Изборск. Но взять его с ходу не смогли и двинулись на Псков. 7 сентября ливонцы осадили небольшую крепость Остров. В ночь на 8 сентября начался ночной штурм, крепость была захвачена, а в ходе боя погибло все население городка – 4 тыс. человек. Однако, взяв крепость, ливонцы не смогли развить первые успехи и спешно отступили на свою территорию. В армии началась эпидемия. Заболел и сам магистр. Великий князь Александр обещал магистру помощь в наступлении на Псков, но выделил только небольшой отряд, да и тот опоздал. Дело было в том, что в Польше умер король Ян Ольбрахт (брат великого князя Александра), и Александр уехал на сейм, на выборы нового короля.
Москва умело воспользовалась несогласованностью действий своих противников и осенью 1501 года нанесла ответный удар по Ливонии. К ливонской границе была выдвинута большая армия под началом воевод Даниила Щени и Александра Оболенского. В ее состав входили и татарские отряды хана Мухаммед-Эмина. Великокняжеская рать соединилась с псковичами и вторглась в Ливонию. Восточные земли Ордена, особенно владения Дерптского епископства подверглись сильному опустошению. Магистр контратаковал в районе Дерпта. Сначала благодаря фактору внезапности ливонцы потеснили русских, даже погиб воевода Оболенский. Но затем русские и татары перешли в наступление, и орденская армия потерпела сокрушительное поражение. Преследование и избиение бежавших ливонских воинов продолжалось около 10 верст. Боевое ядро ливонской армии было уничтожено.
Зимой 1501-1502 г.г. армия Даниила Щени снова совершила поход в Ливонию, в направлении на Ревель-Колывань. Ливонию снова сильно опустошили. Мобилизовав новые силы, весной 1502 года, ливонцы снова пошли в наступление. Один немецкий отряд напал на Иван-город, другой на небольшую псковскую крепость Красный городок. Оба нападения ливонцев были отбиты. Осенью 1502 года, в разгар начатой русскими войсками осады Смоленска, ливонцы предприняли еще одно наступление на Псков, чтобы помочь литовцам. Магистр Плеттенберг осадил Изборск. Штурм Изборска провалился, тогда немцы выступили на Псков. Попытки разрушить стены артиллерией не удались. Узнав о приближении русских войск из Новгорода, их вели воеводы Щеня и Шуйские, немцы спешно отступили на свою территорию. В борьбе с Москвой кроме Ливонии помощь Великому княжеству Литовскому оказал и последний хан Большой орды Шейх-Ахмед. Осенью 1501 года его войска напали на Северскую землю, разорили Рыльск, Новгород-Северский и окрестности Стародуба. Отдельные отряды доходили до Брянска. Это отвлекло часть московских сил. Пограбив и взяв полон, татары ушли.
Несмотря на поддержку Ливонии и Большой орды, Литва войну проиграла. Уже осенью 1501 года московские воеводы начали новое наступление вглубь литовской территории. В ноябре русские войска разбили литовцев в районе Мстиславля. Литовцы потеряли около 7 тыс. человек. В это время на Северщину напали татары Большой орды. Это были вотчины Василия Шемячича и Семена Можайского, и они бросились защищать свои владения. Тем временем войска Большой орды атаковала и крымская орда, и они были разгромлены. Большая орда пала.
Летом 1502 года русские войска пытались взять Смоленск, но без успеха. После этого русские воеводы изменили тактику. Они уже не стремились осаждать крепости, а просто опустошали литовские земли. Литва, не имея возможности продолжать войну, как и Ливония, попросила мира. 25 марта 1503 года было заключено Благовещенское перемирие сроком на шесть лет. К Русскому государству отошли 19 городов, включая Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Гомель, Любеч, Почеп, Трубчевск, Брянск, Мценск, Серпейск, Мосальск, Дорогобуж, Торопец и некоторые другие. Великое княжество Литовское также потеряло 70 волостей, 22 городища и 13 сел, то есть всего около трети своей территории. Это был большой успех русского оружия и дипломатии в деле собирания русских земель. Также Русь получила военно-стратегические позиции: новая граница проходила в районе около 50 км от Киева и в 100 км от Смоленска. Продолжение борьбы за создание единого Русского государства было неизбежно. Государь Иоанн Васильевич осознавал это и готовился к возвращению всей «своей отчины, всей Русские земля», включая Киев.
В XVI веке ход битвы был описан послом императора Священной Римской империи в Москве. В своем труде он отметил, что московскому князю в одной битве и за один год удалось добиться того, что литовскому князю Витовту стоило многих лет жизни и превеликих усилий. В российской военной истории Ведрошская битва рассматривается как продолжение и развитие лучших традиций русского военного искусства. Как всегда, против православной Руси в ее справедливой борьбе ополчился враждебный Запад и как всегда он был разгромлен. Как заповедовал нам святой благоверный князь Александр Невский, «Не в силе Бог, а в правде».