«Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей -неотъемлемая часть национальной безопасности Российской Федерации»

24 декабря 2014 года Указом Президента РФ №808 были утверждены Основы государственной культурной политики, которые определили цели и стратегические задачи государственной культурной политики, главные ее направления и принципы.

Основы должны были стать базовым документом, направленным на совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих процессы культурного развития, государственных и муниципальных программ. Основополагающей новеллой  Основ является признание  государственной культурной политики неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации, призванной обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Необходимо отметить, что Основы являются межотраслевым документом, так как охватывают различные сферы государственных  и общественных отношений, включая все виды культурной деятельности, образования, воспитания, развития детского и молодежного движения,  межнациональных отношений.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  было определено правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования  исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций (пп. а, п.5 ), при разработке социальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации ( пп. а, п.12).

Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая была разработана  в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов.

К приоритетам государственной политики Российской Федерации в Стратегии отнесено и укрепление гражданского единства, гражданского самосознания, и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации   (российской нации). Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 года №703 в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, в том числе,  укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации было отнесено к основным направлениям государственной национальной политики, даны определения таким понятиям как «гражданское единство», «общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание)».

Гражданское единство определяется как основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества, а общероссийская  гражданская идентичность как осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.

Стратегия государственной национальной политики была дополнена также положениями о том, что общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию, современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

Проведение специальной военной операции на Украине еще более подтвердило необходимость усиления дальнейшей целостной государственной политики по стратегическому обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 в целях стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Таким образом, судьба России находится не только в экономической и оборонной области, но и в области духовно-нравственных ценностей. Именно поэтому заклятые ненавистники России, прикрываясь овечьей шкурой демократии прав человека, понимая, что Россию невозможно победить силой, планомерно и целеустремленно ведут деятельность по уничтожению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Основы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации  9 ноября 2022 года, определяют: традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

Именно Основы государственной  политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей конкретизируют отдельные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Все эти документы носят комплексный, межотраслевой характер, реализуются в области образования и воспитания, культуры,  межнациональных и межрелигиозных отношений, работы с молодежью, направлены на обеспечение дальнейшего цивилизационного развития России и определяют  обязательную реализацию органами публичной власти государственной политики с учетом следующих положений, содержащихся в этих документах:

- культура как неотъемлемая часть стратегии национальной безопасности;

- цивилизационная самобытность страны;

- духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации;

- исторические и национально-культурные традиции;

- укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей;

- укрепление гражданского единства, гражданского самосознания;

- сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации;

- укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации;

-сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

-обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация  межнациональных (межэтнических) отношений;

- историческое и культурное наследие народов Российской Федерации;

-осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственность за судьбу страны;

- приверженность базовым ценностям российского общества;

- жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

На первый взгляд, вышеперечисленные положения не характеризуют единую сущность государства Российского. Например, этнос - это локальное устойчивое человеческое сообщество людей, объединенных общим происхождением, бытом, языком, культурой, самоидентификацией, что является отличительными особенностями конкретного этноса. У нас в стране при определении принадлежности человека к определенному этносу используют термин «национальность». То есть в основе – отличия между этносами и позволяют отделять один этнос от другого. Именно отделять! Но особенностью формирования российской цивилизации является не только географический фактор и влияние восточных и западных цивилизаций, а и уникальный социальный цивилизационный комплекс, когда особенности этноса становятся не только самобытными отличиями, но и одновременно неотъемлемой частью общего единого, когда единство в многообразии духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации  образует традиционные российские духовно-нравственные ценности и  обеспечивает сохранение и развитие многонациональной и многоконфессиональной России как уникальной самостоятельной цивилизации.

Таким образом, на основании Указов Президента Российской Федерации сложилась правовая доктрина  Российской Федерации в сфере сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей, как необходимый элемент обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

К сожалению, при реализации стратегических задач вышеуказанной правовой доктрины во внимание совершенно не принимаются самые массовые и доступные учреждения культуры в стране – дворцы и дома культуры, клубы и другие учреждения культурно-досуговой деятельности. К ним можно отнести и дома народного творчества, выполняющие схожие функции. Массовое строительство общенародных общедоступных дворцов и домов культуры началось в конце 1920-х годов, которые выполняли не только функцию отдыха, но и выполняли миссию просвещения населения, пропаганды и агитации, новой этики и эстетики.

В настоящее время перед вышеуказанными учреждениями культуры не ставятся такие цели, так как в Российской Федерации для самых массовых и доступных учреждений культуры нет концептуального документа, что затрудняет определение их миссии и направление развития. На региональном уровне вопросы культурно-досуговой деятельности  не всегда регулируются, на муниципальном уровне регулируются только как организация досуга населения. А в муниципальных заданиях бывает, что показатели качества муниципальной услуги определяются через показатель «количество проведенных мероприятий». Учитывая массовость, доступность, многофункциональность дворцов и домов культуры, домов народного творчества, именно эти учреждения, обеспечивающие реализацию различных творческих способностей личности, так и удовлетворение потребностей в сфере культуры, должны стать обязательным первичным уровнем осуществления государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании» понятие «образование»  определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; понятие  «воспитание» - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Из определения «образование» следует, что деятельность в области образования в обязательном порядке должна  быть единым целенаправленным процессом, неотделимой сущностью которого является воспитание. В определении «воспитание» закреплены принципы этого процесса независимо от уровня образования, вида образования. Данные принципы должны быть реализованы и в образовательных программах.

Необходимо также отметить, что в рамках исполнения пункта 3 поручения правительства Российской Федерации от 11.11.2022 г. №ДЧ-П44-19346 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработана программа образовательного модуля «Основы военной подготовки» для обучающихся образовательных организаций высшего образования. Согласно этого образовательного модуля, важнейшими вопросами образования на всех уровнях является воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества. 

На пленарном заседании 21 декабря 2022 года Государственной Думой был принят во втором и третьем чтениях законопроект, вносящий ряд изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленных на развитие потенциала духовного образования и дополнительную поддержку защитников Отечества и их детей. Председатель Комитета Госдумы Сергей Кабышев отметил: «Общая глубинная основа принятых Государственной Думой комплексных законодательных изменений — в обеспечении традиционных духовно-нравственных ценностей, включая достоинство человека, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу: как через содержательные и институциональные элементы системы высшего образования, позволяющие внести особый вклад в предметное осмысление и распространение общенациональных социокультурных идеалов, так и путем упрощения доступности высшего образования в связи с наиболее решительным, самоотверженным служением этим идеалам своей Родины». (Подробнее в «Парламентской газете»: https://www.pnp.ru/social/zabota-o-zashhitnikakh-otechestva-obshhiy-konstitucionnyy-dolg-i-osnova-nashego-suverennogo-budushhego.html).

В свете современных вызовов, стоящих перед нашим Отечеством, требуется и обновление культурной национальной политики России. «Для развития этнокультурного многообразия страны требуется выработка новых принципов государственной политики». Об этом председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин  заявил на Всероссийской научно-практической конференции «Россия: единство и многообразие». (Подробнее в «Парламентской газете»: https://www.pnp.ru/politics/semigin-schitaet-neobkhodimym-obnovlenie-kulturnoy-i-nacionalnoy-politiki-rossii.html).

На круглом столе по сохранению культурного наследия и языкового многообразия глава думского Комитета по делам национальностей Геннадий Семигин сообщил, что в Госдуме совместно с Федеральным агентством по делам национальностей приступили к подготовке законопроекта об основах национальной политики. (Подробнее в «Парламентской газете»: https://www.pnp.ru/politics/v-gosdume-pristupili-k-podgotovke-zakonoproekta-o-nacionalnoy-politike.html).

Правовая доктрина  Российской Федерации в сфере сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей, как необходимый элемент обеспечения национальной  безопасности  Российской Федерации,  носит  комплексный  характер  и  реализуется в области  образования  и воспитания,  работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации, международного сотрудничества. В реализации таких важнейших необходимых задач участвуют органы публичной власти, включая федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, что прямо закреплено п.10 Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809. Эта работа не должна сводиться к количеству мероприятий и денежных средств, предусмотренных на их реализацию, а должна носить постоянный  систематический характер, результатом которой будет человек, гражданин, определяющий сущность России.