
Выбор покупок уже не первый год во многом определяют маркетплейсы. У меня активная фаза пришлась на период самоизоляции. Привык, оценил удобство и экономию времени. Интернет-покупки, конечно, не вытеснили посещение привычных торговых точек, но существенно пошатнули их частоту. По сути, онлайн и оффлайн приобретения стали равноправными для большинства российских потребителей. Но равноправны ли они с точки зрения чистоты ведения бизнеса и ответственности?
Маркетплейсы - онлайн-площадки, на которых продавцы могут размещать свои товары, а покупатели могут искать их и совершать покупки. Малый и средний бизнес давно пользуется ими для продажи товаров без необходимости создавать свой собственный интернет-магазин.
Однако такие масштабные платформы до сих пор никак не регламентируются и живут обособленной жизнью, устанавливая собственные правила и игнорируя общепринятые. Можно найти массу примеров, когда дело доходит до суда, но их штрафуют на 10-20 тыс. рублей: капля в море при триллионных оборотах.
Многие помнят весенний конфликт Wildberries с владельцами пунктов выдачи заказов или недавнее заявление, что владельцы карт Visa и Mastercard будут платить комиссию 3% за покупки. Хорошо, что Генпрокуратура быстро пришла с проверкой, и через пару дней маркетплейс от такой идеи отказался. Очевидно, что тут необходим подход на законодательном уровне, чтобы субъекты торговли (оффлайн и онлайн) были уравнены в правах, обязанностях и ответственности.
Важно отметить, что положения закона «О защите прав потребителей» не регулируют порядок работы маркетплейсов. Хаотичные правила разных онлайн-площадок ставят в непредсказуемое положение покупателей.
Еще одним пробелом в работе маркетплейсов является продажа контрафактной продукции. Онлайн-платформа находится в выгодном для себя положении и не несет никакой ответственности за это. А недавняя контрольная закупка компании BrandMonitor выявила, что в 50 популярных маркетплейсах России 70% товара – контрафакт.
Именно поэтому «Справедливая Россия - ПАТРИОТЫ - За правду» в Государственной Думе стала инициатором межфракционного законопроекта. Документ четко регулирует дистанционную торговлю товарами с использованием цифровых платформ.