«Сегодня мы пожинаем плоды искаженного воспитания, когда во главу угла ставились не нравственные, духовные ценности, а пресловутый «золотой телец»

Нахождение Крыма в составе Украины, когда  все разрушалось и ничего не создавалось, нанесло колоссальный урон экономике. Пострадала и культура, которая является самым прямым путем к взаимодействию граждан и народов в целом. Именно о культуре, призванной объединять людей, делать их жизнь богаче, ярче и привлекательнее я поговорил с секретарем общероссийской общественной организации «Союз писателей России», председателем правления Крымского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Владимиром Сорокиным.

-Владимир, как вы оцениваете культурный (общекультурный) уровень   жителей полуострова в целом, а также различных социальных групп? С вашей точки зрения нынешний Крым сильно отличается от Крыма 80-х годов прошлого столетия в общекультурном плане? И что в этом процессе явилось определяющим?

- Дословный перевод слова «Культура» с латинского языка означает «возделывание». Если вести речь о более глубоких смыслах такого понятия как культура, то оно, в первую очередь, включает в себя воспитание, образование, развитие, почитание и многие другие сферы общественных взаимоотношений. Оценивая культурный уровень жителей крымского полуострова, мы не можем не учитывать того огромного негативного влияния, которое оказывает сегодня, и в первую очередь на молодёжь, насаждение, так называемых, западных «культурных ценностей». И нашей республике в этом смысле досталась незавидная участь испытать на себе самые «продвинутые» способы западного «окультуривания» и националистического  «оболванивания».

На протяжении достаточно долгого времени нас, по своей сути и по своему менталитету русских людей, травили удушающей смесью, замешанной на украинском национализме, гендерной распущенности, лжи и вседозволенности.

На протяжении достаточно долгого времени из сознания целого поколения русских, я подчеркиваю, русских людей, каленым железом пытались выжать саму идею нашего культурного своеобразия, национального менталитета, ценностные основы православия. И говорить о том, что наши оппоненты не достигли успеха в своих начинаниях, означает погрешить против истины.

Сегодня мы пожинаем плоды искаженного воспитания, когда во главу угла ставились не нравственные, духовные ценности, а пресловутый «золотой телец». Крах системы образования, нацеленной на создание и обслуживание общества потребителей, а не общества созидателей, как это было совсем недавно. И говорить в этой связи о каком-то развитии культуры в Крыму, о движении вперед я считаю пока преждевременным.

Но главный вопрос не в том, что было раньше, главный вопрос: что происходит сейчас  и на что нам надеяться в будущем? Культура не может произрастать сама по себе, как сорняк на огороде, культуру необходимо  лелеять, прививать, возделывать, насаждать в конце-то концов. А соответственно должны быть люди или сообщества людей, способные донести до общественности истинные ценности великой многонациональной российской культуры, нашего огромного культурного наследия, наших многовековых культурных традиций.

Казалось бы, в Российской Федерации существует хорошо отлаженная, проверенная десятилетиями система культурного взаимодействия власти и общества. Писатели, художники, композиторы, артисты, представители других творческих профессий испокон века объединены в нашей стране в общероссийские творческие союзы. После воссоединения Крыма с Российской Федерацией региональные отделения творческих союзов были открыты и у нас. Но только в нашей республике состоялось юридическое объединение творческих союзов в «Крымский центр творчества науки и культуры». Накоплен огромный творческий потенциал, которым мы готовы делиться с жителями и гостями Крыма, разработаны амбициозные творческие и культурные проекты, но пока, к сожалению, нет механизма реализации задуманного.

Порой дело доходит до абсурда, когда с высоких трибун мы сетуем на снижение культурного уровня населения, а на деле уничтожаем литературные журналы как пережиток прошлого. К примеру, за 20 с небольшим лет в период, когда Крым входил в состав Украины, было выпущено 149 номеров литературно-публицистического сборника «Брега Тавриды».

За восемь лет Российского Крыма – один сборник, да и тот за счет пожертвований неравнодушных граждан. Выпуск «Литературной газеты» Крымского и Севастопольского отделений Союза писателей России находится сегодня  на грани срыва. И дело здесь не только в отсутствии финансирования, почта, которая призвана распространять печатные издания, практически саботирует рассылку газеты по регионам Крыма и России.

В своем обращении к гражданам России 24 февраля 2022 года президент Российской Федерации Владимир Путин, отметил, что у России и Украины одна корневая система и вернуть жителей Украины в лоно Русского мира можно только через культуру, через культурное взаимодействие наших народов. Мы уже сегодня готовы распространять «Литературную газету» не только в Донецкой, в Луганской народных республиках, но и на  освобожденных территориях юга Украины. У нас  давно наработаны творческие связи с авторами, проживающими в этих регионах. Но для того чтобы осуществить задуманное, необходимо увеличить тираж, то есть, найти дополнительное финансирование. Но в бюджете, как обычно, средств на эти цели не предусмотрено. И таких примеров можно приводить великое множество.

Как-то Сергей Железняк в бытность его исполняющим обязанности заместителя председателя Государственной Думы Российской Федерации, посетив джазовый фестиваль в Коктебеле, задался логичным вопросом: почему джазовый фестиваль в Коктебеле есть, а литературного нет? Ведь, Коктебель в сознании большинства жителей России ассоциируется с историей литературы «Серебряного века», и уж никак с джазовым искусством.

В Государственную Думу на имя  Сергея Владимировича я отправил три безответных послания с просьбой поддержать идею проведения в Коктебеле международного литературного фестиваля. Но, как говорится, воз и ныне там. А вот когда жители Коктебеля пресекли попытку проведения рок- фестиваля на нудистском пляже, то уже на следующий день «ходоки» от нудистов были в администрации президента с жалобами на ущемление их прав и свобод.

На поставленный вами вопрос о культурном уровне жителей полуострова я тоже отвечу вопросом.  Насколько повысится и повысится ли вообще культурный уровень нашего населения, если вместо литературных, мы станем проводить рок-фестивали на нудистских пляжах, закрывать литературные журналы, а миллиарды государственных средств, выделенных на культуру, будем тратить на возведение многоэтажных кукольных театров? Я ничего не имею против кукольных театров, дело благое.

Но парадокс заключается в том, что в Симферополе долгие десятилетия работал уютный, пусть не вполне презентабельный, но любимый многими поколениями жителей нашего города театр кукол. Правительство решило вложить почти миллиард рублей в  реконструкцию и театра не стало. Решили отремонтировать Крымскую филармонию, теперь в Крыму нет и филармонии. Выделили деньги на создание культурно-развлекательного центра на месте Дома творчества писателей в Коктебеле, в результате нет ни центра, ни Дома творчества.

Если сравнивать уровень культуры населения Советского Союза и нынешней России, то это сравнение, с моей точки зрения, не вполне корректно. Но было в том времени нечто, что могли бы взять на вооружение и нынешние чиновники от культуры. Тогда существовала четкая, продуманная государственная культурная политика, отступление от которой грозило суровым наказанием, кем бы ты ни был - заслуженным деятелем культуры или высокопоставленным чиновником от культуры.

Но и в наше время Указ Президента Российской Федерации №808 от 24 декабря 2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики» четко распределил обязанности власти и творческих объединений. «Целесообразность создания новых институций, – говорится в Указе, – продиктована невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счёт изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов». Другими словами, без привлечения творческих общественных объединений к вопросам формирования государственной культурной политики достичь каких-то значимых результатов в деле повышения культурного уровня населения Крыма, с моей точки зрения, не представляется возможным.

- Ранее в Крыму было четыре вуза (без  Севастополя). Сейчас  три чисто крымских вузов и множество материковых. Но на слуху нет ни одной по-настоящему научной школы, ученых, на которых ранее ходили как на явление, праздник. С чем вы это связываете?

- Я с вашего позволения, несколько перефразирую вопрос, но постараюсь не изменить его сути. Мне проще говорить не об ученых, «на которых ходили как на явление», а о литераторах, которые действительно были явлением, неповторимым явлением нашей истории. Речь снова пойдет о Коктебеле.

Как-то я разговорился, что называется, по душам с одним человеком. Человек этот прожил непростую наполненную неординарными событиями жизнь, имел высокие чины и государственные награды за службу в органах МВД. Но вовсе не о задержании матерых преступников, коих в его биографии, скорее всего, было великое множество, вспоминал мой собеседник незадолго до своей кончины.

Как-то в начале 1960-х по делам службы  он оказался в Коктебеле, как раз в то время там отдыхали наши знаменитые поэты Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. На площадке Дома творчества писателей состоялось их импровизированное выступление перед случайно оказавшимися в этом месте отдыхающими.

Я слушал Вознесенского, говорил мне этот человек дрожащим от волнения голосом. И говорил он мне об этом как о знаковом событии своей жизни. Что это было? Талант поэта, сумевшего воплотить в стихотворных строках нерв поколения? Или поколение, улавливающее своими душами нерв стихотворной рифмы?  Я думаю, что разделение, пусть даже формальное, здесь неуместно. Вопрос в другом: а, что, разве нет у нас сегодня Вознесенских? А, что, разве нет у нас сегодня людей, способных душой воспринимать поэзию? Да, Вознесенский жил в свое время и этого не изменить, а в наше время живет Константин Фролов, Сергей Овчаренко, Ольга Иванова, Ольга Голубева, Лидия Огурцова да и многие другие крымские авторы, поэзия которых, способна пробуждать в душах людей самые искренние, самые высокие чувства.

Но что сделала власть для того чтобы о творчестве этих авторов узнали люди? Ровным счетом ничего. Почему? Я спрашиваю: почему, с каждого гаджета на наших детей смотрит татуированная физиономия Дани Милонова, а о поэзии крымских авторов наши дети не знают практически НИЧЕГО? Кто в этом виноват? И что с этим делать? Вопросы эти, как и сотни лет назад, продолжают оставаться риторическими.

И еще несколько слов о литературе. Вдумайтесь, журнал «Юность» выходил в советское время восьмимиллионным тиражом. Он приходил в дом каждого советского гражданина, он доносил до граждан высокую литературную этику, он созидал, воспитывал, как камертон, настраивал души людей на возвышенные чувства. Журнал «Наш современник» выходит сегодня тиражом в две с половиной тысячи экземпляров. Вопрос: какое влияние он сможет оказать на общество, если в журнале будут опубликованы произведения пусть даже самых лучших, самых талантливых авторов? А какое влияние на юные умы может оказать литературный альманах для молодежи и юношества Крымского и Севастопольского отделений Союза писателей России – «Золотой пегас», если за восемь лет новейшей крымской истории было издано всего два номера журнала?

В физике существует такое понятие как «критическая масса». И каким бы гениальным ни был созданный вами проект, он так и останется никому не нужным проектом, если  набранная критическая масса  не запустит механизм цепной реакции. 

- У вас есть личная оценка образовательного и культурного уровня материковой и крымской молодежи?

Чтобы говорить об образовательном уровне «материковой молодежи» нужно,  как минимум, с этой молодежью пообщаться. В силу объективных и субъективных обстоятельств я такой возможности не имею. А вот о культурном уровне я несколько слов скажу.

Как-то меня пригласили принять участие в ток-шоу на Крымском телевидении. На телепередаче мне отвели скромную роль статиста, а основные события разворачивались вокруг розовощекого юноши. Юноша, купаясь в ярком свете софитов и аплодисментах публики, гордо повторял: «А я классическую литературу не читал, и читать не собираюсь». Затем делал паузу, наслаждаясь триумфом всеобщего почитания, и продолжал: «И это моя обдуманная, принципиальная позиция!»

Да Бог с ним. Юношей, не имеющих представления не только  о классической, но и вообще о литературе, во все времена было предостаточно. Но зачем подобные «экземпляры» вытаскивать на всеобщее обозрение и делать из них «героев нашего времени»?

А вот пример из жизни иного свойства, и пример, как мне кажется, весьма поучительный. Случилось мне как-то пообщаться с гражданином Ирана, который, к слову сказать, не имел никакого отношения ни к литературе, ни к искусству, а визит его в Крым был связан с вопросами бизнеса. Мое общение с ним происходило через переводчика. Узнав, что я имею отношение к литературной деятельности, он задал мне неожиданный вопрос, который, если честно, поставил меня в тупик: «Сколько раз вы читали роман «Война и мир» Льва Толстого?»  Наблюдая мое замешательство (я не смог быстро сориентироваться и дать внятный ответ), гость продолжил: «А я более тридцати раз перечитывал это гениальное произведение». «Вы читаете по-русски?» – удивился я. «Нет, – ответил гость, – я читал этот роман в переводе на фарси. Я не просто читал, я жил вместе с героями. Я заходил в салон Анны Павловны Шерер, незаметно садился в уголке, и слушал, о чем говорят герои романа, пытался проникнуть в их мысли, в их душевное состояние, пытался представить себя одним из них».

Именно тогда, слушая рассуждения гостя из Персии, я поймал себя на мысли: какой же великой силой воздействия должен обладать гений Льва Николаевича Толстого, если его произведения оказывают такое удивительное влияние на сознание людей из совершенно иного, принципиально отличного от нашего мира? И что необходимо сделать, чтобы гений Льва Николаевича  дошел в конце то концов до сознания современных «розовощеких юношей»?

Отказываясь от нашего великого наследия мы, по сути, обрекаем себя на прозябание в виде биологических сущностей. И удивляемся, когда эти «сущности» начинают уродовать свои тела татуировками, общаться между собой с использованием примитивной, а часто и ненормативной лексики, расписывать фасады домов немыслимыми каракулями. Получается, что и татуировки, и лексика, и каракули на заборах, это и есть отражение культурного уровня нашей сегодняшней молодежи? Отчасти да, но скорее нет.

Крымское отделение Союза писателей России раньше проводило литературный конкурс для молодежи «Крымский рассвет». Жюри отбирало лучшие стихотворные, прозаические произведения, киносценарии, представленные на конкурс молодыми авторами. Я не стану сейчас вдаваться в детали, скажу только об одном: достаточно вместительный зал Крымского художественного музея, где подводились итоги конкурса, не смог вместить всех желающих, огромная толпа молодых людей осталась за стенами музея. Интерес к этому конкурсу со стороны молодежи был колоссальный. 

Но вот незадача, более четырех лет этот конкурс не проводится или проводится в весьма ущемленном формате. Причина, как обычно, банальная – в бюджете республики финансирование подобных мероприятий не предусмотрено. Или, если говорить на языке чиновников, « в Республике Крым достигнута предельно допустимая штатная численность работников учреждений культуры, и средства на проведения мероприятий в организациях, не являющихся структурными подразделениями министерства культуры, не предусмотрены».  Так, что пусть не тревожатся «розовощекие юноши», никто на их «принципы» посягать не собирается.

- Если получите заказ на тему «Герои нашего времени в молодежной среде», можете назвать 2-3 профессии или вида деятельности?

- Я отвечу коротко. Все «герои нашего времени» в прямом и в переносном смысле этого слова находятся сейчас в районе военной операции на территории Украины. Есть, оказывается, такая профессия в молодежной среде – Родину защищать!

- У вас есть возможность изменить гуманитарно-культурную среду в Крыму. Что вы бы сделали прежде всего?

- Возможность есть! Но кроме возможностей есть огромный творческий потенциал, есть огромное желание приобщить наших граждан, нашу молодежь к культурным и цивилизационным ценностям русского мира, и Крым в этом смысле - уникальное место на планете Земля. Трудно найти хоть один уголок нашей благодатной крымской земли, так или иначе не связанный с именем великих поэтов писателей, ученых, видных общественных деятелей. Именно на «взаимовлиянии, взаимообогащении, взаимном уважении различных культур, – подчеркивает президент Российской Федерации В. В. Путин, – естественным образом веками строилась российская государственность».

Крым, долгое время находившийся под гнетом чуждой, враждебной культурной экспансии, как никогда, нуждается сегодня именно во «взаимовлиянии», «взаимообогащении» многонациональных культурных традиций народов России. Поэтому нам нужны площадки, нам нужны инструменты, при помощи которых мы смогли бы организовать творческое и культурное взаимодействие не только с регионами России, но и всего мира.

Но опять возникает парадокс: при советской власти даже в период, когда Крым находился в составе Украины, в Ялте и Коктебеле работали Дома творчества писателей. Сотни, тысячи гостей, среди которых было немало деятелей культуры с мировыми именами, приезжали в Крым, устраивали творческие встречи, организовывали мастер-классы для молодежи, да о чем говорить, многие произведения, ставшие впоследствии шедеврами мировой литературы, были написаны именно здесь, на благословенной крымской земле.

Восемь лет назад депутаты Государственного Совета Республики Крым передали Дом творчества писателей им. А. П. Чехова муниципалитету Ялты с целью организации проведения на его территории «важных общественно-культурных республиканских мероприятий». Но, очевидно, что-то не заладилось в ялтинской администрации, за восемь лет в Доме творчества писателей никаких «важных общественно-культурных республиканских мероприятий» так провести и не удалось, а некогда уникальный жилой фонд доведен сегодня до полного разорения.

А на ваш вопрос, есть ли у нас возможность изменить гуманитарно-культурную среду в Крыму, я отвечу так: возможности, да не только возможности, но и силы, и творческий потенциал, и огромный опыт у нас имеется. Ну, и, что с того, если эти силы, опыт и возможности оказались не востребованы властью?

А в заключении я хотел бы процитировать слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, сказанные им в г. Ялта 14 августа 2014 года, во время встречи с творческой интеллигенцией Крыма.

«Наша задача – подчеркнул президент, - обеспечить полноценную включенность Крыма, его жителей в культурное пространство России. И я попросил бы и вас, уважаемые друзья, как деятелей культуры, и всех, всех абсолютно представителей вашего цеха использовать ваш авторитет, умения, знания, ваш творческий потенциал для того, чтобы нам и дальше двигаться в решении намеченных задач».

Как говорится: без комментариев.