Оно и свершилось более двух тысяч лет назад, но по непрерывной преемственности пребывает в памяти всех верных христиан. Трудами святых пророков, апостолов и евангелистов благая весть о нем приложена к Священному писанию Вселенской церкви, в котором является событием центральным и граничным, между Ветхим заветом и Заветом новым, а все Священное писание есть книга о Господе Иисусе Христе - Его ожидании, пришествии и деяниях.
События Ветхого завета предваряют Рождество Христово и являют нам, прежде всего, образцы милосердия Божьего. И как высшее проявление этого милосердия - обетование пришествия в мир Сына Божьего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В православном Символе веры о Рождестве Христовом сказано так: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
Творец еще падшим нашим прародителям возвестил, что не оставит своим попечением род человеческий и явит ему Спасителя. И наказуя, и милуя, и ведя за собой по пути спасения грешное человечество, Господь вновь и вновь подтверждал это обетование и посылал народу великих праведников. И праотец Авраам, и пророк Илия, и Боговидец Моисей вели людей путем Божьим, но хотя была и помощь, и заступничество, и дары Благодати Божьей, и Заповеди Господни, но шел народ «вослед богов иных» и «сотворял себе кумиров».
По благословению Божьему, избранные пророки возвещали о грядущем пришествии Спасителя и призывали народ приготовиться к Его принятию и идти праведным путем. Вначале, задолго до Рождества Христова (IX век до Р.Х.), особо отмеченный Господом и призванный к пророческому служению царь Давид возвестил об искупительной жертве и страданиях грядущего Спасителя. «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня … Все видящие меня ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа - пусть избавит его: пусть спасет, если он угоден Ему» … Сила моя иссохла как черепок; язык мой прильнул к гортани моей … пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище» (Псалтирь, пс. 21). И это пророчество было самым первым пророчеством о Спасителе, поскольку пришествие Его и должно будет свершиться ради искупительной жертвы.
Через потомка царя Давида пророка Исайю (VIII век до Р.Х.), Господь возвестил, что произойдет Спаситель Мира из рода Давидова и рожден Он будет Девой Непорочной: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Исайя, гл.6). Имя Еммануил, как и Иисус, соответственно по-еврейски и по-гречески, означает «с нами Бог». И снизошедший к нам Сын Божий хотя и имеет Божественную Силу будет как простой человек: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни … Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исайя, гл.53).
А рожден будет Спаситель в Вифлееме, городе Давидовом: «И ты Вифлеем –Ефрафа…из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей, гл.5) – возвещал пророк Михей (VIII век до Р.Х.). Пророку Даниилу (VI век до Р.Х.) было явлено от Господа время пришествия Христа Спасителя - «Семьдесят седмин определены … чтобы определена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый Святых … с того времени как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины … И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» (Даниил, гл.9).
Пророк Аггей (V век до Р.Х.) прорек слово Господне о том, что явлен будет Спаситель во вновь устроенном храме Иерусалимском: «И это будет скоро. Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желанный всеми народами … Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир» (Аггей, гл.2).
Заканчивались предсказанные пророком Даниилом «семьдесят седмин» и в это время, на окраине великой Римской империи, в иудейском городе Назарете, в благочестивой семье потомка царя Давида Иоакима и его жены Анны родилась дочь, которой наречено было имя Мария, через которую и «воссияло Солнце правды», и пришел в мир Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
Праведные Иоаким и Анна как ребенка рожденного в преклонных летах и посланного им в благословение посвятили дочь свою Богу и по достижении четырех лет привели ее в храм, где принята она была самим первосвященником. И первосвященник в знак особой избранности, которая пребывала на Марии, ввел девочку даже в святая святых храма. Ничем, кроме своего благочестия, не выделяясь, возрастала Дева Мария при храме Господнем в Иерусалиме. По достижении положенного возраста обручена она была с благочестивым Иосифом, происходившем также из рода царя Давида.
После обручения явился Деве Марии посланный от Бога архангел Гавриил и возвестил ей «благую весть», что рожден будет ею Сын от Духа Святого. День этот – «Благовещанье», как говорит нам Святая Церковь, «есть спасения нашего начало». Об этом же, во сне, поведано было и праведному Иосифу. Святое семейство с благоговением восприняло Божественную Волю и со смирением ожидало свершения обетования Творца и чаяния всего человечества. И земля, и небеса готовились к Рождеству Христову.
«Рождество во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» Русская православная церковь почитает по значению в деле нашего спасения как наибольшее, после Воскресения Христова и именует его «второй Пасхой». Об отношении к нему православных христиан сказал русский поэт Петр Морозов - «Поют: «Христос рождается, Им род спасен людской» и сердце наполняется любовью не земной».
О событиях Рождества Христова возвестили нам святые евангелисты Матфей и Лука, которые, как свидетельствует Священное Предание, узнали все это от самой Пресвятой Богородицы. В их повествованиях присутствует и родословная Иисуса Христа «по земной плоти». Так в Евангелии от Луки она восходит к праотцу Аврааму и, исходя из особо важных Божественных деяний и откровений, разделена на три исторических периода (по четырнадцать родов в каждом) – от праотца Авраама - до царя Давида, от царя Давида - до вавилонского пленения (пророческого служения пророка Даниила) и от вавилонского пленения - до Рождества Спасителя. Содержание родословной, прежде всего, подтверждает исполнение древних пророчеств, а наличие ее соответствует требованиям той исторической эпохи. Подробное знание своей родословной было характерно как для жителей Иудеи, так и для любого цивилизованного человека того времени.
Вот как святые евангелисты повествуют о Рождестве Христовом. Во дни императора Августа, когда в Иудее, бывшей тогда римской провинцией, правил царь Ирод, объявлена была перепись, и каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. И пошли Иосиф и жена его Мария из города Назарета, где они жили, в Вифлеем - город Давидов, так как происходили они из рода царя Давида. А поскольку негде было им остановиться, то расположились они в пещере, куда пастухи загоняли на ночь скот. И в этой-то пещере, на заре нового дня и новой эры в истории человечества и родился Сын Божий и Сын человеческий – Господь и Спаситель наш Иисус Христос. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому, что не было им места в гостинице» (Лука, гл. 2). При рождении Младенца ангел возвестил пастухам, пасшим стадо вблизи пещеры: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель - который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях… Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лука, гл. 2).
Так «свершилась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тимофею, гл.3). К новорожденному Младенцу, по откровению свыше и ведомые рождественской звездой, пришли поклониться цари Востока, положившие к Его ногам символы земного и небесного величия – «золото, ладан и смирну». О рождении Христа узнал и царь Иудеи Ирод. Считая Его претендентом на власть и не имея возможности обнаружить Младенца, царь приказал убить в Вифлееме и окрестностях мальчиков до двухлетнего возраста. Святое семейство, извещенное свыше о воздвигаемых гонениях, бежало в Египет, где пребывало до смерти нечестивого царя, а затем вернулось в Иудею. В дальнейшем над пещерой Рождества по повелению равноапостольной царицы Елены – матери равноапостольного императора Константина Великого, даровавшего христианам свободу вероисповедания, был воздвигнут храм Рождества Христова. Место, где в яслях некогда был положен Младенец Христос, отмечено серебряной четырнадцати лучевой звездой. Количество лучей звезды символизирует количество родов в исторических периодах родословной Спасителя.
При всей краткости евангельского повествования о Рождестве, исходя из хронологических ориентиров, приведенных в текстах, можно довольно определенно расположить событие Рождества Христова в хронологии общей истории человечества. Эта историческая определенность позволила одному из самых ученых людей своего времени, монаху Дионисию Малому (в 525 г.), предложить вести летоисчисление от Рождества Христова. Новое летоисчисление было определено с начала 533 года, когда истек первый великий индиктион от Рождества Христова и начался второй. Великий индиктион – период времени продолжительностью в 532 года, по истечении которого все церковные времена, праздники и фазы луны повторяются.
Рождество Христово один из древнейших христианских праздников. Православная традиция относит его к двенадцати главным («двунадесятым») праздникам. В древней церкви Рождество Христово и Крещение Господне - Богоявление праздновались в один день 6 января (19 января нов. ст.). Этот праздник именовался Епифания (Сияние). Окончательно дата чествования Рождества Христова утвердилась в четвертом веке в Константинопольской церкви трудами ее предстоятеля Иоанна Златоустого, который именовал Рождество «матерью праздников».
Было взято 25 декабря (которое сейчас соответствует 7 января) как центральный день юлианского календаря (это первый день, который больше предыдущего). Церковь Христова и все православные христиане готовят себя к Рождеству Христову сорокадневным постом (начинается 28 ноября нов. ст.) особо строгим накануне праздника в «рождественский сочельник» (6 января нов. ст.), когда воздерживаются от пищи до начала вечерней службы, «до первой звезды». А прежде всего, время поста - наиболее подходит для покаяния (исповеди) и принятия причастия, также это традиционное время для дел благотворительности и помощи неимущим.
Как гласит Церковное предание, святитель Николай (IV век) накануне Рождества тайно дарил неимущим мешочки с солью. А святитель Иосаф Белгородский (XVIII век) посылал бедным семьям воз дров. Праздник имеет предпразднество (начинается со 2 января нов. ст.) и попразднество (заканчивается 13 января нов. ст.). Церковной службе праздника предшествует «всеношное бдение», а главная служба Божественная литургия свершается ночью, прямо в начале дня Рождества. На следующий день после Рождества чествуются Дева Мария, праведный Иосиф и Иаков-брат Господень «по плоти» как «служившие в событии праздника», а также воспоминается царь Давид. 11 января воспоминаются «мученики, младенцы в Вифлееме избиенные». Со дня Рождества и до крещенского Сочельника (18 января нов. ст.) – «святые дни» (святки), в эти дни нет поста даже в среду и пятницу (за исключением крещенского сочельника).
За две тысячи лет Рождество Христово не забыто и почитается христианами как истинно имевшее место событие. Этому имеются и исторические и материальные свидетельства. Но самое главное подтверждение истинности пришествия Спасителя – это наша твердая вера, запечатленная сонмом мучеников кровью своей, «и даже до смерти», благоговествовавшим о Спасителе.
Готовясь вновь встретить Рождество Христово, будем помнить, что родившийся Сын Божий и Сын Человеческий вечно с нами и что «Ему надлежит царствовать доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится смерть» (Павла, 1 Кор., гл. 15).
Поздравляю всех с Рождеством Христовым!