Российские железные дороги уже почти два века служат Державе. Россия строила дороги, а дороги строили империю – великую, единую и неделимую. Железные дороги есть артерии нашей страны, которыми она живет и действует. И в труде, и в бою железнодорожная гвардия всегда выполняла свой патриотический долг.
Днем рождения российских железных дорог считается введение в эксплуатацию в августе 1834 года промышленной железной дороги нижнетагильских заводов длиной 3,5 км. Дорога была спроектирована механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном. Для транспортировки использовалась построенная также Черепановыми паровая машина, названная «сухопутным пароходом». Она могла перевозить до 200 пудов груза (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч). Но еще ранее, в 1788 году, в Петрозаводске на Александровском пушечном заводе был построен прообраз промышленной железной дороги — «чугунный колесовод». В конце XVIII века в России уже работали железные дороги на крупных промышленных предприятиях как на лошадиной и людской тяге, так и на паровой.
В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер. Он объездил множество городов вплоть до Урала, а потом подал императору Николаю I отчет. Вот его заключение: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения». Это совпадало и с целями правительства - нужно было объединять, заселять и осваивать огромные российские территории.
Государь предложение принял. По поручению императора в 1835 году граф Алексей Бобринский создал акционерное общество, целью которого являлось финансирование строительства железных дорог. Решили построить сначала небольшую линию и посмотреть, как железная дорога перенесет русские зимы. В 1836 году император издал Указ о сооружении Царскосельской железной дороги. Колея европейских дорог повторяла ширину римских повозок. В России решили сделать колею шире — так можно увеличить устойчивость и грузоподъемность вагонов. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 524 мм (5 футов), впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 520 мм).
Паровозы для этой дороги были заказаны в Англии, а в 1845 году в России уже строились свои паровозы. Официальное открытие первой в России железной дороги общественного пользования: С-Петербург — Царское село состоялось 30 октября 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов, стал сам Герстнер. Члены правления дороги пригласили на открытие самого императора Николая I. В 2 часа 30 минут пополудни поезд отошел от перрона Санкт-Петербурга. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «ура» первый поезд прибыл на станцию Царское село. Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут. Максимальная скорость поезда достигала 64 км/ч, а средняя на всем участке пути составила 51 км/ч.
На деньги польских банкиров была построена вторая железная дорога на территории Российской империи - линия от Варшавы до Скерневице, открытая в 1840 году. В 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия) и стала именоваться Варшаво-Венской железной дорогой, общая ее длина (с австрийским участком) составила - 799 км.
1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва протяженностью 650 км. Открытие ее состоялось 13 ноября 1851 года, из Петербурга в Москву в 11 ч. 15 мин. отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч. 45 мин. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. В 1851 году была построена казенная Николаевская железная дорога. В связи с развитием грузовых железнодорожных перевозок правительством России в 1853 году в Петербурге для соединения Николаевской и Варшавской линий была построена соединительная ветвь. Это стало началом формирования первого в России Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В настоящее время он является вторым после Московского.
Для ускорения строительства железных дорог и привлечения частного капитала было основано «Главное общество Российских железных дорог». На деньги, вырученные от продажи Аляски, был образован специальный фонд, который выдавал кредиты под строительство железнодорожных магистралей. Железные дороги должны были проходить от Санкт-Петербурга до Варшавы и далее до прусской границы на Кенигсберг, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Курск и низовье Днепра до Феодосии и от Орла до Либавы. Таким непрерывным образом через 26 губерний железнодорожным путем соединяются три столицы, главные судоходные реки и два порта на Черном и Балтийском морях. Кроме казенных и находящихся в концессии дорог (Николаевская, Московско-Нижегородская, Петербургско-Варшавская, Вологдо-Вятская и Самаро-Златоустовская) были построены также частные дороги (Рязано-Уральская, Московско-Ярославская, Киево-Брестская и др.). Была проложена «хлебная» дорога — в Поволжье. Построили стратегически важную Оренбургскую железную дорогу — военный и торговый путь в Азию.
Развитие железных дорог связано с именами Павла Петровича Мельникова и Сергея Юльевича Витте. Мельников был первым министром путей сообщения. За время его управления ведомством путей сообщения (которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в 1865 году) сеть российских железных дорог увеличилась на 7 062 км. Павел Петрович является одним из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург – Москва. На строительстве этой магистрали сформировалась русская школа строительства железных дорог и мостов. При Мельникове строились самые дешевые дороги. Витте, будучи министром путей сообщения сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезенных грузов. Он предложил сделать государственную монополию на железнодорожные тарифы и ввести принцип, которым до сих пор определяется цена на железнодорожные билеты: чем дальше, тем дешевле.
В период деятельности Витте на железнодорожном транспорте (с 1889 года) в российских пассажирских поездах впервые появились металлические подстаканники, сохранившие свою форму по настоящее время. Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались гораздо устойчивей обычных чашек.
В сентябре 1854 года был издан приказ начать изыскания на линии Москва — Харьков — Кременчуг — Елизаветград — Ольвиополь — Одесса, а в октябре 1854 года и на линии Харьков — Феодосия, далее в феврале 1855 года, на ответвлении от Харьковско-Феодосийской линии в Донбасc и на линии Геническ — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь.
26 января 1857 года был издан Высочайший указ о создании первой сети железных дорог. Преимущественно в это же время были построены все существующие ныне вокзалы крупных городов. Возле вокзалов традиционно строилась часовня или храм во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В Православной традиции Иверская икона почитается покровительницей путешествующих.15 июня 1865 года император Александр II основал общегосударственное ведомство железных дорог - Министерство путей сообщения Российской империи.
17 марта 1891 года император Александр III поручил наследнику престола Великому князю Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II) «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений» - Транссибирской магистрали. Церемония начала строительства дороги состоялась 31 мая 1891 года близ Владивостока, а завершилось строительство Транссиба 5 октября 1916 года сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском.
Еще в 1896 году Сергей Юльевич Витте провел успешные переговоры с китайским представителем, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключен союзный оборонительный договор. Еще до окончания строительства Транссибирская магистраль дала толчок развитию Сибири. В 1906-1914 годах с ее помощью в восточные регионы переселились более 3 млн. человек. По состоянию на 2017 год Транссиб является самой длинной железной дорогой в мире (9 300 км). Эта дорога по своей протяженности и быстроте сооружения до сих пор не имеет равных в мире. Транссиб был признан величайшим техническим достижением рубежа XIX и XX веков.
К 1916 году сложилась структура современной железнодорожной системы России. Были построены все основные радиусы железных дорог Москвы и Санкт-Петербурга, а в 1908 году запущено движение по кольцевой железной дороге в Москве (ныне - Московское центральное кольцо, МЦК). Общая протяженность железных дорог превысила 80 тыс. км.
В результате Первой мировой и Гражданской войн были разрушены более 60% железнодорожной сети и утрачено до 90% подвижного состава. Восстановить перевозки до уровня 1913 года удалось только в 1928 году. Но уже в 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог. Первый электропоезд был запущен 13 мая 1926 года на территории современного Азербайджана по пригородному маршруту Баку - Сабунчи. 1 октября 1929 года электропоезда связали Москву и Мытищи. В 1932 году в СССР были построены первые электровозы. Также началось строительство нового для страны вида железных дорог - 15 мая 1935 года начал работу Московский метрополитен. В СССР все метрополитены подчинялись Наркомату (в дальнейшем Министерству) путей сообщения.
Железные дороги сыграли важнейшую роль во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. Для нужд фронта было перевезено 20 млн. вагонов. Железная дорога продолжала функционировать несмотря на то, что на ее объекты гитлеровская авиация сбросила до 44% всех авиабомб. Строительство железных дорог не прекращалось и во время Великой Отечественной войны: проложили Северо-Печорскую дорогу до Воркуты, а это — уголь для металлургии, построили Волжскую рокаду, обеспечившую всем необходимым Сталинградский фронт, дорогу по ледовой переправе от Шлиссельбурга, по которой шли грузы в блокадный Ленинград. К 1980 году железные дороги Советского Союза были окончательно переведены на тепло- и электротягу.
В 1960-1980-е годы особенно активно строились железные дороги к месторождениям природных ископаемых Сибири. В 1984 году было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали и начата регулярная эксплуатация первого скоростного электропоезда ЭР200. Среди основных проектов развития железных дорог России - расширение пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, развитие Московского железнодорожного узла, развитие скоростного сообщения, железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. В августе 2017 года было открыто движение по железнодорожной линии между Журавкой (Воронежская обл.) и Миллерово (Ростовская обл.) на трассе Москва - Адлер в обход территории Украины. Общая протяженность эксплуатационной длины железнодорожных путей, по состоянию на 2018 год, составляла 122 тыс. км (электрифицировано 44,1 тыс. км).
По общей протяженности железных дорог Россия занимает 3-е место в мире, уступая США (290 000 км) и Китаю (124 000 км), и 2-е место — по протяженности электрифицированных дорог. Российские железные дороги живут и действуют во славу России и во благо всех ее граждан.