Иисус Христос воскрес из мертвых и это явленное в истории человечества божественное деяние есть основа христианской веры и самое важное событие в деле спасения верных христиан. Святой апостол Павел в послании к коринфянам, обращаясь от лица пастырей церкви к новообращенным, возвестил: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
Познавая по Святому Евангелию земную жизнь Иисуса Христа, мы видим, что проходила она среди людей, как жизнь простого человека. Свою божественную силу Иисус являл лишь в помощи больным и немощным. Видя это, лукавые вожди «народа избранного» понимали, что Иисус есть истинный Спаситель. Потому они и не принимали его, так как при нем они, имея в себе лишь лицемерие и гордыню, не нужны будут народу, поскольку сама правда Божия на земле. Поэтому и искали они, как погубить его, но пока боялись народа. Иудеи не хотели запятнать себя кровью Спасителя, а умело используя людские пороки и дополняя их своей клеветой, искали исполнителей для задуманного ими преступления, даже не догадываясь при этом, что в своем кощунственном усердии они лишь вершат волю Божию.
В среду, накануне пасхи иудейской, на совете первосвященников и старейшин иудейских решено было взять Иисуса и убить. А Иуда Искариот решил предать Господа, «пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мтф., 26). В память предательства Иуды среда — день постный.
Иисус в четверг вечером, когда началась пасха иудейская, был взят воинами, и лишь Петр следовал за ним. Сразу же, прямо ночью, Спасителя повели на допрос. Сначала он был приведен во двор прежнего первосвященника Анны, который, желая найти хоть какую-нибудь вину, допрашивал Иисуса об его учении. Христос же отвечал, что проповедовал он всегда открыто и пусть об его учении спросят у людей. В ответ на это один из слуг первосвященника ударил Иисуса по лицу. Удар был настолько силен, что была сломана переносица, а Иисус лишь смиренно сказал: «Покажи мою неправду, зачем же бьешь». Так ни в чем и не обвинив Спасителя, его отвели к теперешнему первосвященнику Каиафе, где допрашивал Господа весь синедрион (верховное судилище).
Евреи так спешили оклеветать Иисуса, что даже пренебрегли предписанием закона о том, что синедрион мог заседать только в храме и только днем. Весь допрос не давал желаемых результатов, хотя было достаточно и клеветы, и ложных свидетелей, но вины не находили. Даже на очевидную клевету Иисус не отвечал и не оправдывался. Тогда в допрос вступил сам Каиафа, он спросил: «Ты ли Христос, Сын Божий». На что Господь ответил: «Да». За это Каиафа обвинил его в богохульстве, а весь синедрион признал его достойным смерти.
До рассвета Христос оставлен был под стражей. Охрана насмехались над ним, оскорбляла и била его. Все это Господь переносил безропотно и в молчании. Апостол Петр, последовавший за Иисусом, также был во дворе первосвященника. Некоторые из слуг узнавали его и говорили, что он из учеников Христа, Петр же отказывался от этого. И когда он отказался в третий раз, пропел петух, и Петр вспомнил слова Господа: «Говорю тебе, Петр: не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, говоря, что не знаешь меня» (Лк, 22). Господь в это время повернул к нему свое лицо, и ушел Петр, горько плакавши.
Утром в пятницу весь синедрион вновь осудил Господа на смерть. И отвели его к римскому правителю Иудеи — Понтию Пилату, поскольку лишь римские власти могли вынести смертный приговор и привести его в исполнение. О смертном приговоре узнал и Иуда, который раскаялся, говоря: «Предал я кровь невинную». Он бросил сребреники в храм, пошел и удавился.
Понтий Пилат перед лицом синедриона говорил со Спасителем. Сначала прозвучали лживые обвинения иудеев о якобы имевших место преступлениях Иисуса против римских властей, главное из которых в том, что он называл себя царем иудейским. Пилат не нашел эти обвинения доказанными и был удивлен, что Иисус не оправдывался. Сам, поговорив со Спасителем, он понял, что все обвинения ложны и предан Христос лишь из зависти.
Для дополнительного разбирательства он направил Иисуса к царю Ироду, правителю Галилеи, поскольку Иисус был родом из Галилеи. Но и Ирод, несмотря на клевету иудеев, не нашел за Иисусом ничего достойного смерти и отправил его вновь к Пилату. Пилат же, зная невиновность Христа, предложил отпустить его в честь праздника, но народ, подстрекаемый старейшинами, требовал отпустить Варавву, который был разбойник и убийца, а Иисусу требовал казни. Вновь и вновь предлагал Пилат освободить Господа, но евреи требовали смерти. И хотя Пилат «умыл» руки перед народом в знак своей непричастности к смертному приговору и иудеи признали, что кровь Господа на «них и детях их», осужден был не только невиновный, но даже и вина, так чтобы понятно было всем, не была показана.
И вот Иисус осужден на распятие. Он претерпел истязания и, неся Свой крест, шел к месту казни — на Голгофу и, был Он в то время лишь как человек, несколько раз он падал от перенесенных мучений и слабости. Распят он был на кресте среди двух разбойников и страдал, и умер. Праведный Иосиф из Аримафеи (его тайный ученик) испросил тело Господа у Пилата и, завернув его в плащаницу, положил в новом гробе (пещере). В память искупительных страстей Господних пятница — постный день, а «страстная пятница» — день особо строгого поста. В этот день даже не свершается Божественная литургия, поскольку сам Господь принес себя в жертву за грехи мира. Время погребения Спасителя означало конец церкви Ветхого Завета и утверждение церкви Завета Нового, основанного на искупительной жертве Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это время (примерно современные восемнадцать часов) считается и началом церковных суток. И пребывали все в скорбях и печалях. А женщины, почитавшие Иисуса, приготовили миро для помазания Тела Христова. Первосвященники же и старейшины, продолжая клеветать на Господа, поставили стражу у гроба и запечатали его.
По прошествии субботы, в первый день недели (это воскресенье), очень рано Мария Магдалина и некоторые другие женщины взяли миро для помазания и пошли ко гробу. Мария Магдалина, придя первой, когда еще было темно, увидела, что камень отвален от гроба, и она сразу побежала к Петру и Иоанну и сказала им: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили его». И Петр, и Иоанн, а следом и Мария побежали к месту погребения. А остальные женщины — жены-мироносицы, подойдя ко гробу, вошли внутрь его (в пещеру) и, не нашедши тела Господа Иисуса, недоумевали, но вдруг предстали перед ними два юноши в блистающих одеждах и сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: он воскрес». Так две тысячи лет назад, ночью, среди скорби и печали, на заре нового дня и новой эры в истории человечества, впервые прозвучала радостная весть — «Христос Воскрес».
Лживые же иудеи и первосвященники продолжали клеветать на Господа, даже после такого божественного деяния, как воскресение из мертвых, «некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики его, пришедши ночью, украли его, когда мы спали и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мтф. 28).
«Праздников праздник» и «торжество торжеств» - так именуют православные христиане самое главное в деле нашего спасения событие - Воскресение Христово, Пасху Господню. В этом году православные христиане празднуют Воскресение Христово 5 мая (нов. ст.). События Воскресения Христова и предшествующей ей «страстной седмицы» излагаются в Евангелиях на фоне событий и времен пасхи иудейской. Дата пасхи иудейской определялась по лунному календарю и относительно солнечного календаря была непостоянной.
На момент утверждения христианства в римской империи действовал «юлианский» солнечный календарь, который и был взят для установления времени чествования Воскресения Христова. Дата празднования христианской Пасхи была установлена на Первом Вселенском Соборе, происходившем в городе Никее в 325 году. Пасха празднуется – «в первое воскресение следующее после весеннего равноденствия (по «юлианскому» календарю) и полнолуния, но не ранее пасхи иудейской». И именно накануне этого дня, в Великую Субботу в храм Воскресения Христова в Иерусалиме нисходит Благодатный Огонь. Это правило определения даты Пасхи не позволяет православной церкви принять «григорианское летоисчисление», поскольку требование «не ранее пасхи иудейской» при этом не всегда может быть исполнено, а также разрушится Великий Индиктион – период времени в 532 года, через который все церковные времена повторяются.
Сейчас идет четвертый Великий Индиктион от Рождества Христова. Самая ранняя дата Пасхи – 4 апреля (нов. ст.), а самая поздняя – 8 мая (нов. ст.). На Шестом Вселенском Соборе, происходившем в Константинополе (в 680 году) было определено и время начала празднования Пасхи – средние часы ночи по византийскому времяисчислению (современная полночь). Пасхальные торжества продолжаются неделю – Светлую Седмицу, а до праздника Вознесения Господня (сороковой день по Пасхе, в этом году 13 июня нов. ст.) православные христиане приветствуют друг друга возгласами: «Христос Воскрес – Воистину Воскрес».
На второй неделе после Пасхи, во вторник (в этом году 14 мая нов. ст.), в русской православной церкви отмечается Радоница - свершается общецерковные поминовения усопших. И с усопшими Церковь и верные христиане делятся радостной вестью: Христос Воскрес.
Православные христиане ко всем значительным в деле спасения событиям готовят себя постом и молитвой. Воскресению Христову предшествует Великий Пост. В этом году православные вступили в Великий Пост 18 марта. Этот Пост состоит из двух частей - поста святой Четыредесятницы (с 18 марта по 26 апреля включительно) и Поста во имя «Искупительных Страстей Господних» (с 29 апреля по 4 мая включительно). 27 и 28 апреля в Великий Пост не входят, но почитаются православными как дни постные.
Вступить в Пост человек может лишь примирившись со всеми. По православной традиции последнее воскресение перед Великим Постом и именуется «прощенным». В этот день христиане испрашивают друг у друга прощение. Пост - это не только пищевые ограничения, это, прежде всего, определенное состояние человека, когда духовное преобладает над телесным. Призывая к посту и церковь, и угодники божии возвещают, чтобы брали пост себе по силам, а сам Спаситель сказал нам, что «не человек для поста, а пост для человека». Всегда посты были временем для дел милосердия. Особенно уместно в это время и принятие Святого Причастия. Состояние, в котором пребывают христиане во время поста, один из святых отцов наименовал как светлую печаль.
Святитель Иоанн Златоуст сказал, что радости встречи Воскресшего Господа достоин каждый: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все … пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя».