Влияет ли правовая научная мысль на совершенствование практики правоприменения? Можно ли избежать судебных ошибок, как повысить качество судопроизводства? Эти и другие важные для страны, ее граждан вопросы я обсудил с юристом, общественным деятелем, кандидатом юридических наук Виктором Мокрушиным.
- Влияет ли правовая научная мысль на совершенствование практики правоприменения?
- У нас правоприменители часто Конституции не знают, конкретные примеры есть, а вы говорите о научной мысли и ее влиянии на практику! Конституцию нужно изучать! Это азы! И это касается, прежде всего, прокуроров, полицейских и судей. Причем, экзамен с чиновниками нужно по этой теме проводить каждый год, может лет через 7-8 какой-то результат увидим… А после этого и о научной мысли можно будет поговорить.
- У вас, у ваших коллег есть предложения, которые помогли бы избежать судебных ошибок, повысить качество судопроизводства?
- Ответить могу только за себя. Предложения есть, вопрос в другом: готовы ли их рассмотреть? Без заинтересованности конкретных лиц или политических партий здесь не обойтись, да и заинтересованность тоже разной бывает. Иногда некоторые изменения в государстве происходят потому, что уже нет возможности откладывать решение вопроса, или в результате некоего форс-мажора, под давлением каких-либо обстоятельств непреодолимой силы: обстоятельства должны быть такими, что непринятие решения должно грозить крайне тяжелыми и серьезными последствиями. Вот в этом случае, я думаю, и возникнет та самая необходимость выслушать предложения и даже какие-то из них принять. Надеюсь, что это время подходит. Помните, как в фильме: «Сдается мне мы накануне великого шухера». Всякому овощу свое время.
А для повышения качества судопроизводства необходимо, в первую очередь, повысить персональную ответственность судьи за принимаемое решение. Причем, это касается не только судей, это касается всех чиновников в государстве. Но готовы ли они к таким изменениям? Ведь именно они и будут проводниками таких изменений, а они готовы сами себя менять и с чего вдруг они будут это делать? Вспоминайте физику: сила действия равна силе противодействия. Любому чиновнику в любой стране не все равно, что с ним происходит. Еще раз: в любой стране! Чиновник обязательно будет тормозить процессы, в которых лично не заинтересован, значит, либо его нужно убрать, либо создать условия, при которых чиновник никак не сможет влиять на процесс принятия решений и их реализацию. То есть, изменения должны проводить другие люди, никак не связанные с действующим чиновничеством.
К сожалению, понятие ответственности среди наших чиновников воспринимается только в одном ракурсе: «когда попался». Дело в том, что понятие ответственности трансформировалось с развалом Советского Союза (уже 30 лет прошло, дети выросли), и теперь у нас времена, когда никто ни за что не отвечает, понятие ответственности нужно возрождать, и начинать нужно со школы, а может быть и с более раннего возраста.
Это зависит и от воспитания. Если у взрослых понимание ответственности отсутствует, то что можно требовать от детей? И кто им в таком случае эту ответственность прививать будет? А дети растут, время идет… И такие дети уже занимают серьезные посты в государстве…
Я очень давно занимаюсь преподавательской деятельностью. Так вот, где-то в 2008-2010 годах я столкнулся с очень интересным подходом нашей молодежи к государственной службе. Молодежь пошла на государственную службу потому, что это был единственный способ в их понимании, «сколотить первоначальный капитал». Такие чиновники уже работают на службе больше 10 лет! Это реалии. Для них служба неразрывно связана с коррупцией, это их способ существования, это их цель.
На сегодняшнем этапе социально-экономического развития для возрождения понятия ответственности нужно вводить жесткие и жестокие условия, например, смертную казнь. По-другому уже не получится, если мы хотим выжить, я имею в виду страну, государство.
В свое время один известный политик сказал: «У каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество». Вот когда за ошибки будут отвечать конкретные люди, причем делать это нужно публично, и их будут привлекать к ответственности - расстреливать, а не переводить на другую работу, и конфискацию всего имущества возродят, тогда можно будет говорить, что проблема сдвинулась с мертвой точки. Обратите внимание: сдвинулась, а не решилась.
На решение такого вопроса уйдут годы, если не десятилетия, но их у нас уже нет. Часы идут, и чем дольше общество какую-то проблему не решает, тем жестче придется поступить, когда придется эту проблему решить.
Так что проблема это системная, а не только судебной власти, и решать ее нужно в масштабах страны и в масштабах всего класса чиновников. Обратите внимание: класса (!) чиновников (!).
А что касается повышения качества судопроизводства, то предложений - море, начиная от системы назначения, в том числе сроков назначения, порядка назначения судей и т.д., и заканчивая отстранением от должности и наказанием, но об этом нужно говорить в другом ракурсе: сначала нужно определить концепцию, модель, а потом под эту модель высказывать предложения. Лучше для этого провести круглый стол, конференцию или что-то в этом роде, возможно какая-то политическая сила заинтересуется этим вопросом, вот именно тогда и можно будет определить концепцию развития, потом предложить ее на обсуждение в обществе и научном сообществе, а после этого принимать программу на уровне государства.
Здесь проблема в следующем: определенная социально-экономическая модель предусматривает под собой определенную модель государственных институтов. Например, приватизация собственности, а по большому счету всей экономики, в нашей стране, я фигурально выражаюсь, подразумевала под собой и приватизацию в свою пользу конкретным государственным служащим государственных полномочий. То есть он выполнял, а возможно продолжает выполнять, функции государства, но уже с расчетом получить доход от своей должности, то есть он получает и зарплату за выполнение своих функций, и одновременно продает присвоенные государственные функции, такая своеобразная система «кормления», и бюджет, к тому же, он уже рассматривает как личный кошелек. Здесь мы уже переходим к теме коррупции.
Так вот, та модель экономики, которую мы эти 30 лет строили (или к которой мы присоединились, или которую нам навязали) подразумевает под собой и выстраивание определенной коррупционной составляющей, связанной с тем, что «государевы люди» выполняют функции государства через призму личной заинтересованности, своих личных интересов, и это модель поведения, и мы в ней живем, уже живем. Это не наше будущее, это наше настоящее. Я сейчас не говорю о том, что мы могли выстроить что-то другое, был у нас такой шанс или нет, я говорю о сегодняшней модели.
Тот, кто не вписывается в эту систему, на государственной службе не работает, он деталь другого механизма, а в этом механизме для него места нет. Так что когда мы с вами будем говорить об изменении модели, тогда можно будет говорить и о предложениях, хотя систему назначения судей нужно менять и срочно. А та модель, в которой мы живем, возможно, в ближайшее время изменится. В этом случае все выработанные механизмы нужно будет менять, и менять нужно будет людей. Под другую модель нужны будут другие люди, эти к новой модели не подойдут, ошибки слишком дорого будут стоить, а времени переделывать не будет. Мы с вами в точке биффуркации, от балласта нужно будет избавляться, причем, возможно, придется применять опыт ГДР (если кто помнит: Германская Демократическая Республика) в этом плане, он очень жестокий: был вырезан и выброшен на свалку целый социальный слой.
- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для повышения правовой культуры крымчан?
- Рецепт прост, он придуман давно нашими предками и прост до безобразия, хотя никто ему следовать не будет: начинать нужно с себя. Что я имею в виду? Повышение уровня правовой культуры напрямую зависит от лиц, проводящих эту правовую культуру в жизнь: это судьи, полицейские, прокуроры и все, кто так или иначе связан с правоприменением, то есть, это зависит от чиновников, мы снова в них упираемся. Для начала бы хотелось хотя бы уровень культуры таких лиц поднять до приемлемого, «до общей температуры по больнице», а потом уже повышать и уровень правовой культуры.
В чем смысл правовой культуры в обществе? Это когда правоприменитель (чиновник) поступает так, как требует от других. То есть, чиновник должен сам поступать так, какого поведения он требует от своих соотечественников. Сегодня это уже несовместимые вещи, мы уже живем в этих условиях: чиновник поступает так, как ему хочется, потому что он «на государевой службе», а от «черни» он требует должного поведения.
Повторяю: мы уже живем в этом мире, дети уже так воспитаны, они уже воспринимают такое поведение как нормальное, хотя с этим могут быть и не согласны. Так что без смертной казни нам все равно не обойтись, это уже наше ближайшее будущее. Радует в этой ситуации одно: после 24 февраля 2022 года большинству «государевых людей» бежать некуда, им придется жить с теми, кого они так любят и кем они руководят. Вот когда с правоприменителями вопрос правовой культуры будет решен, тогда и общий уровень правовой культуры крымчан вырастет, но эти процессы должны проходить в государстве повсеместно.
- У вас есть рецепты борьбы с чиновничьим произволом, коррупцией, отличные от общеизвестных?
- Рецепт в свое время был дан героем одного из фильмов: «Вор должен сидеть в тюрьме», правда, там есть и продолжение этой фразы: «Как я его туда посажу – это мое дело». Я не хочу, чтобы меня понимали буквально, я речь в данном случае веду об ответственности. Это пересекается с предыдущим вашим вопросом.
По коррупции все очень просто: смертная казнь и полная конфискация имущества, по произволу: жестокое наказание с запретом детям и внукам работать с бюджетными средствами либо на государственной и муниципальной службе. Это можно применять в обоих случаях.
Кстати, возможен еще вариант: госслужащий обязан подавать декларацию об имуществе и доходах на протяжении всей своей жизни, а не только в момент работы, особенно после выхода на пенсию, потому что именно в это время у «государевых людей» появляется имущество: так, года через два-три, чтобы в чужие глаза не бросалось. Я думаю, вы сами можете привести не один и не два таких примера, каждый читатель такие примеры знает.
Более того, финансовые службы должны особо следить за близкими родственниками таких людей, и если у них появляется имущество, происхождение которого они объяснить не могут, такое имущество должно переходить государству. Но на это, к сожалению, никто не пойдет. Хотя кто знает, времена меняются. Вообще идей и даже предложений по таким вопросам много, и даже очень много, проблема - с кем работать и кто будет слушать, потому что заниматься пустословием у меня нет времени.
Совсем недавно в Санкт-Петербурге судом было вынесено очень интересное решение: суд передал нашу соотечественницу – несовершеннолетнюю девочку ее маме – иностранке, проживающей за границей, которая открыто исповедует нетрадиционные отношения – лесбиянство и у которой есть такая же подружка.
Не хотелось бы критиковать решение суда, оно, безусловно, самое справедливое и самое законное, я даже думаю, что никакой ответственности судья за свое решение не понесет, даже если это решение отменят. Интересно в этой ситуации то, что человек с чуждой для наших соотечественников системой морально-этических ценностей становится судьей в нашей же стране. И это повсеместно, люди ненавидящие свою страну и свой народ становятся разного рода руководителями. Ну как здесь не вспомнить про врагов народа?
Да если бы только в судьях дело было! Заметьте какая пошла тенденция: люди с чуждыми для нашей страны взглядами и ценностями уже руководят в нашем обществе! Я иногда начинаю понимать, что могли подразумевать наши предки под термином «враг народа». Борьба с коррупцией и произволом может проводиться тогда, когда руководителями организаций будут пассионарии, и именно этими же пассионариями будет эта борьба вестись, тогда можно ожидать результат, а вот в противном случае может состояться повтор сценария начала прошлого века, правда в этом случае к власти тоже должны прийти пассионарии…
Сейчас же мы имеем такую картину мира: деньги зарабатываются (или воруются) в одной стране, а хранят эти деньги в другой стране. Ну и как вы думаете, патриотами какой страны будут те, кто хранит деньги за границей? Там, где сокровища ваши, там и сердце ваше… Все придумано до нас.
Любые изменения такой системы упрутся в отказ системы проводить изменения, система характерна круговой порукой. Но и такое положение дел можно изменить: в системе с круговой порукой должна вводиться коллективная ответственность. Так что порядок можно навести всегда. Например, если лицо совершило коррупционное деяние, то к ответственности должно привлекаться не только оно, но и непосредственный руководитель такого лица, который подлежит увольнению, лицо, которое рекомендовало его на должность также подлежит увольнению, комиссия (у нас иногда комиссия принимает решение и дает рекомендацию на должность), которая рекомендовала на должность это лицо, также должна быть как минимум распущена, а как максимум все члены комиссии должны быть уволены. За два-три месяца ситуацию можно переломить и навести порядок, нужно только найти заинтересованных. А вот с этим у нас и проблемка…