«Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания»

31 июля в России отмечается День Военно-морского флота. 18-пушечный военный бриг русского флота «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского 14 мая 1829 года одержал победу над двумя линейными турецкими кораблями, десятикратно превосходившими его по огневой мощи.  Экипаж брига  «Меркурий» и его командир Александр Иванович Казарский – гордость российской Державы.

Битва брига «Меркурий» с турецкими кораблями

Александр Иванович Казарский родился 16 июня 1797 года в селе Дубровно Оршанского уезда Белорусской губернии в дворянской семье Ивана Кузьмича и Татьяны Гавриловны Казарских. Отец его был отставным губернским секретарем и служил управляющим имением князя Любомирского. Своих пятерых детей он воспитывал в патриотическом духе.

Семья Казарских была связана с морем. Дед Александра в чине лейтенанта принимал участие в морских сражениях времен Екатерины II. А двоюродный брат отца служил флотским обер-интендантом. Александр был четвертым ребенком, у него был младший брат Николай  и три старшие сестры: Прасковья, Екатерина, Матрена. В детстве Александр учился в церковно-приходской школе. Затем Александр Казарский в 1811 году поступил волонтером на флот, став кадетом Николаевского штурманского училища.

Капитан первого ранга  Александр Иванович Казарский

30 августа 1813 года Казарский был записан гардемарином на Черноморский флот, а в 1814 году произведен в мичманы. В начале флотской карьеры он ходил на бригантинах «Десна» и «Клеопатра», а позже по собственному рапорту был направлен на Дунайскую флотилию, где его назначили командиром отряда гребных судов в Измаиле.

В 1819 году Казарский был произведен в лейтенанты и назначен на фрегат «Святой Евстафий», который отправился в Севастополь. На Черноморском флоте Казарский служил под командованием начальника эскадры Черноморского флота контр-адмирала Ивана Семеновича Скаловского. Под началом Скаловского Казарский прошел хорошую командирскую школу и усвоил основные принципы, которыми должен руководствоваться офицер: действовать самостоятельно и решительно, уметь установить взаимопонимание с экипажем, разгадывать замыслы и опережать действия противника. После службы на «Святом Евстафии»  Казарский выходил в практические плавания на шхуне «Севастополь», служил на транспортах «Ингул» и «Соперник», на катере «Сокол» и бриге «Меркурий».

Памятник капитану первого ранга  Александру Ивановичу Казарскому в Севастополе

В 1828 году Казарский командовал транспортным судном «Соперник», которое участвовало в высадке войск и доставке вооружений. Адмирал Грейг распорядился оборудовать транспорт «единорогом» (дальнобойная пушка), что перевело транспортное судно в разряд бомбардирских кораблей. В то время как основной флот не мог подойти к Анапской крепости по мелководью, «Соперник» под командованием Казарского в течение трех недель, маневрируя, обстреливал ее укрепления. За время осады Анапы «Соперник» получил шесть пробоин корпуса и два повреждения рангоута, но до последнего дня осады продолжал атаковать крепость. За участие во взятии Анапы Александр Казарский был произведен в капитан-лейтенанты. В сентябре того же года по схожей диспозиции была взята Варна. За проявленную при этом храбрость капитан-лейтенант Казарский был награжден золотой саблей.

В 1829 году адмирал  Грейг назначил Казарского командиром 18-пушечного брига «Меркурий». Александр Иванович служил на «Меркурии» несколькими годами раньше, поэтому корабль был ему хорошо знаком.Бриг «Меркурий» был построен на севастопольской судоверфи и спущен на воду в мае 1820 года. Руководил строительством известный корабел Осьминин. Материал, из которого сделан бриг – крымский дуб. Назван в память катера «Меркурий», который прославился в войне со шведами (1788-1790 года). После окончания постройки «Меркурий» вошел в состав 32-го флотского экипажа. Корабль  предназначался для охраны побережья и ведения разведывательных операций.  

«Меркурий» имел две мачты (фок и грот). Каждая мачта несла четыре рея и, соответственно, четыре прямых паруса. Также на грот-мачте имелся тафельный парус  улучшающий маневренность. Общая площадь парусов — 856 м². Нос судна украшала фигура Меркурия. Бриг был вооружен восемнадцатью 24-фунтовыми карронадами (короткоствольные орудия ближнего боя). Карронады были установлены на верхней палубе. Еще имелись две трехфунтовые переносные пушки большей дальности, они могли применяться и при отступлении, и при преследовании противника. Особенностью корабля была низкая осадка и наличие весел – по семь с каждого борта. Гребли стоя. Бриг имел хорошую остойчивость, но не отличался высокой скоростью хода. «Меркурий» был одним из первых русских бригов, при постройке которого применялась система набора по методу Сепингса— с диагональными сваями-ридерсами. Эта прогрессивная по тому времени система увеличивала прочность корабля. Численность экипажа на май 1829 года составляла 115 человек, из них всего пять офицеров вместе с командиром.

В 1820-1827 годах «Меркурий» находился в плаваниях по Черному морю, занимаясь боевой подготовкой и выполняя отдельные приказания командования. В кампании 1827 года бриг крейсировал у берегов Абхазии, успешно борясь с судами контрабандистов. С началом русско-турецкой войны (1828-1829 гг.) «Меркурий» участвовал во взятии крепостей  Анапа, Варна, Инада, Бургас и Сизополь. 24 июля 1828 года совместно с пароходом «Метеор» сопровождал из Варны в Одессу фрегат «Флора» с императором Николаем I на борту. В первой половине мая 1828 года «Меркурий» принял участие в захвате двух турецких транспортов с десантом.

Русско-турецкая война подходила к концу, после разгрома турецкого флота в Наваринском сражении 1827 года  турецкие адмиралы избегали открытого боя с русским флотом, укрываясь в Босфоре под прикрытием береговых батарей. Три русских военных корабля — фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» 14 мая 1829 года крейсировали на траверзе Пендераклии (плавали на прямой линии от города), когда увидели на горизонте приближающуюся к ним турецкую эскадру, значительно превосходящую их по силам. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир группы капитан «Штандарта» капитан-лейтенант Сахновский  дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход».

Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами,, не удалось уйти от погони, и он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». На одном корабле находился капудан-паша (адмирал)) турецкого флота, а другой шел под вымпелом контр-адмирала.

Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, а затем и нижних чинов, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил. Самый младший по чину — штурманский поручик И. Прокофьев (но по возрасту он был самым старшим) предложил вступить в сражение с врагом, а в случае, если у брига будет сбит рангоут, откроется сильная течь или он иным образом будет лишен возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. В итоге все единодушно приняли это предложение. Для исполнения этого решения командир брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в крюйткамеру (пороховой погреб), а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю. Позже в своем донесении адмиралу Грейгу Казарский писал: «Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру».

В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия». В это время Казарский был на юте и не разрешал стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды. Это вызвало замешательство команды. Казарский, видя это, сказал матросам ободряющие слова: «Что вы, ребята. Ничего, пускай пугают — они везут нам Георгия». Затем капитан приказал открыть ретирадные порты и сам вместе с другими офицерами, чтобы не убирать весла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия. Первым атаковал трехпалубный  «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп. Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухпалубный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса». В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате турки были вынуждены убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды. Обстрел «Меркурия» продолжался, помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели (сдвоенные ядра). Но Господь хранил христолюбивых воинов.  Мачты оставались невредимыми, и «Меркурий» сохранял подвижность. Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, которые, однако, быстро ликвидировали.

В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бей-фут грот-марса-рея «Селимие», после чего его паруса обвисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля привелся к ветру для ремонта. Тем не менее, вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек. Затем было нанесено серьезное повреждение и второму неприятельскому кораблю - «Реал-бею». «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлек за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свертывание марселя лишило корабль возможности маневрировать.  «Реал-бей» вынужденно лег в дрейф.

Лишив хода неприятельские корабли, «Меркурий», хотя и получивший очень серьезные повреждения, направился на базу и около 17 часов следующего дня присоединился к основной эскадре. Согласно рапорту Казарского, в ходе боя  было убито четыре  и ранено шесть нижних чинов, сам Казарский получил контузию. Корабль получил следующие повреждения: 22 пробоины в корпусе; 133 пробоины в парусах; 16 повреждений в рангоуте; 148 повреждений в такелаже; повреждена одна карронада.

Во время боя на «Реал-Бее» вместе со своей командой находился пленный капитан второго ранга Стройников, без боя сдавший несколькими днями ранее фрегат «Рафаил». Штурман «Реал-бея» в своем письме от 27 мая 1829 года так описал бой. «Во вторник, с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна, фрегат и два брига; мы погнались за ними, но только догнать могли один бриг в 3 часа пополудни. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитана, до того, что, стыдно сказать, мы прекратили сражение, и он со славою продолжал путь. Бриг сей должен был потерять, без сомнения, половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел, и он, конечно, еще более был бы поврежден, если бы капудан-паша не прекратил огня часом ранее нас.

В продолжение сражения пленный командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвет бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий». С двадцатью пушками, не более, он дрался против двухсот двадцати в виду неприятельского флота, бывшего у него на ветре».

Победа брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в нее верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое небольшое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля». Газета «Одесский вестник» о сражении писала:: «Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сем командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных».

Подвиг экипажа и командира был оценен по заслугам. Бриг «Меркурий» стал вторым после линейного корабля «Азов» награжденным кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того, указом императора Николая I предписывалось всегда иметь в составе Черноморского флота бриг с именем  «Меркурий». Капитан-лейтенант Казарский и особо отличившийся поручик Прокофьев получили ордена Святого Георгия Победоносца IV степени, остальные офицеры — ордена Святого Владимира IV степени с мечами, а  нижние чины— знаки отличия военного ордена Святого Георгия. Все офицеры были произведены в следующие чины. Согласно резолюции императора капитан-лейтенант Казарский, кроме всего прочего, был произведен в капитаны второго ранга (через чин)  и назначен флигель-адъютантом, все офицеры и матросы корабля были удостоены права на пенсию в размере их двойного жалования.

В 1829 году капитан второго ранга Казарский командовал 44-пушечным фрегатом «Поспешный» и принял участие во взятии Месемврии (ныне — Несебър, Болгария). С 17 июля 1829 по 1830 год он был капитаном 60-пушечного фрегата «Тенедос». Этот фрегат относился к самым крупным фрегатам русского флота. До октября 1829 года «Тенедос» под командованием Казарского трижды выходил к Босфору. В 1831 году за отличную службу Александр Иванович был произведен в капитаны первого ранга, после чего был уволен от командования кораблем и поступил в свиту императора Николая Первого. Состоя в свите, он был командирован в Казань для определения целесообразности дальнейшего существования Казанского адмиралтейства. После командировки прошел по рекам и озерам из Белого моря до Онеги в поисках нового водного пути.

Бриг «Меркурий», получив сильные повреждения,  не принимал участия в дальнейших военных походах 1830 - 1831 годов, а с 1832 по 1836 находился в Севастопольском адмиралтействе на капитальном ремонте. В кампаниях 1837 - 1839 годов бриг участвовал в высадках десантов на кавказском побережье, а в 1840 - 1843 годах крейсировал у берегов Кавказа. В 1851 - 1852 годах «Меркурий» находился в практическом плавании в составе первой эскадры 4-й флотской дивизии. В 1853 году «Меркурий» вновь курсировал у восточных берегов Черного моря в составе отряда контр-адмирала Федора Михайловича Новосильского, который в чине лейтенанта принимал участие в бою брига с турецкими кораблями, а с 1835 по 1838 сам командовал «Меркурием». В 1857 году по причине ветхости «Меркурий» был исключен из списков флота. Всего бриг «Меркурий» 34 года был в строю.

Первым предложил увековечить подвиг брига командующий Черноморской эскадрой адмирал М. П. Лазарев. По его же инициативе проводился сбор средств на сооружение памятника. Памятник был открыт в 1839 году в Севастополе. Еще один памятник был установлен в Москве, на пересечении Севастопольского и Нахимовского проспектов. Указ императора Николая Первого предписывал всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, именуемый «Меркурий»: «Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его «Меркурий», приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству».

В честь подвига «Меркурия» в 1829 году была изготовлена бронзовая памятная медаль. Подвиг брига «Меркурий» был увековечен и в названиях еще нескольких кораблей. Три военных корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: корвет «Память Меркурия», 1865 года; крейсер «Память Меркурия», 1883 года и крейсер «Кагул», спущенный на воду в 1902 году, в 1907 году переименованный в «Память Меркурия» - на него был передан Георгиевский флаг.

В начале 2019 года имя «Меркурий» получил строящийся корвет, изначально называвшийся «Дерзким». 15 октября 2021 года принято решение о переименовании корвета  «Ретивый» в «Меркурий». Именем капитана Казарского назван бриг Балтийского флота, минный крейсер Черноморского флота и морской тральщик. 8 июня 1954 года в честь Казарского была названа улица в Нахимовском районе Севастополя. Вечная слава героям России.