210 лет назад, отражая наступление французских войск, в городе Гродно 28 июня (по новому стилю) 1812 года пал смертью храбрых прапорщик Гродненского внутреннего гарнизонного батальона Николай Иванович Ившин - первый герой Отечественной войны 1812 года.
Французские войска вступили в пределы Российской империи вечером 23 июня 1812 года. Неподалеку от города Ковно на лодках и паромах переправилась через реку Неман на русский берег передовая рота французских саперов для оборудования переправ. Вслед за ними начала вторжение вся шестисоттысячная наполеоновская армия. Уже в ночь с 23-го на 24-го июня и в последующие дни в приграничье отмечались боестолкновения авангардов русских и французских войск.
Однако самым яростным из первых боев Отечественной войны 1812 года была оборона города Гродно. Атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов проводил в Гродно эвакуацию государственных документов и императорских чиновников, а также вывозил из города снаряжение и провиант. Всего, по состоянию на 27 июня, им было отправлено более 1 000 возов по дороге на Минск через Новогрудок.
Уже 28 июня 1812 года французская кавалерия подошла к Гродно и приступила к переправе, однако встретила сильную оборону русских войск. Наступающий на Гродно 27 июня 1812 года авангард армии Иеронима Бонапарта состоял из егерского и уланского полков, а также пехотного полка и двух рот саперов. Общая численность наполеоновских войск составила 1,2 тысячи кавалерии и 2,4 тысячи пехоты, а также полевой артиллерии.
Французам противостоял летучий казачий отряд атамана Платова, куда входили 4,4 тысячи казаков и Гродненский внутренний гарнизонный батальон, который входил во 2-ю бригаду полковника Шица 4-го округа внутренней стражи. В его составе было немало ветеранов, имевших боевой опыт. Внутренняя стража - род войск, существовавших в России с 1811 по 1864 год для несения караульной и конвойной службы.
Кроме общих воинских обязанностей на Внутреннюю стражу возлагались еще и специальные - в отношении губернского начальства. Она могла быть употребляема для исполнения приговоров суда, поимки и истребления «восставших», беглых преступников, усмирения неповиновений, для преследования, конфискации запрещенных товаров, сбора податей, для охраны порядка во время стихийных бедствий и т. д. Таким образом, Внутренняя стража была полицейским органом, но имевшим военную организацию. Во время Отечественной войны 1812 года части Внутренней стражи употреблялись для обучения рекрутов и ополченцев, конвоирования звакуируемых ценностей вглубь страны.
Утром 28 июня сильный французский отряд приблизился к Гродно. Командовавшие наполеоновскими войсками бросили в бой польских улан и польский пехотный полк. Первыми в атаку предместья пошли уланы и вступили в бой с казачьей сотней. После кавалерийской стычки ввиду численного преимущества польские уланы овладели Занеманским предместьем, а затем при поддержке пехоты попытались овладеть мостом через Неман.
Казаки атамана Матвея Платова и его 2-я Донская конно-артиллерийская рота, расположившись на окраине Гродно по правому берегу реки Неман, при содействии команды Гродненского внутреннего гарнизонного батальона, вели ожесточенную перестрелку с неприятелем до позднего вечера. В бою кроме 12 орудий роты донских казаков участвовала и артиллерия гродненского гарнизонного батальона во главе с местным полицмейстером Высочиным.
Донские конно-артиллерийские роты были сформированы в 1797 году. В начале Отечественной войны 1-я Донская конно-артиллерийская рота входила в состав 8-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта М. М. Бороздина, 2-я рота - в состав Отдельного казачьего корпуса атамана М. И. Платова. Роты комплектовались орудиями по типу армейских конно-артиллерийских рот: 6 шестифунтовых пушек и б четвертьпудовых «единорогов» с прицельной дальностью стрельбы 800-900 метров (по 12 орудий на роту).
И сколько бы во время боя неприятель ни «силовался на мост», сколько бы ни делал попыток переправиться, его встречало упорное сопротивление казачьей артиллерии и внутренней стражи. Отряд продержался до позднего вечера. Атаман М. И. Платов, «видя невозможность задержать неприятеля, решил сжечь мост и оставить город».
Приказ «истребить мост через Неман лежащий» был дан прапорщику Гродненского внутреннего гарнизонного батальона Николаю Ивановичу Ившину, под командой которого был внутренний гарнизонный батальон - подразделение, состоявшее из ветеранов.
Прапорщик Ившин со своим небольшим отрядом приблизился к мосту. С противоположного берега Немана французы вели плотный ружейный огонь. Николай Иванович умело расположил своих солдат, обеспечив защиту моста от захвата его неприятелем. А сам с небольшой группой ветеранов под огнем противника подготовил мост для поджога, а затем приказал своей группе отступить и укрыться. Спасая своих солдат, Ившин решил сам произвести поджог моста. Это он успешно выполнил, но при отступлении к своим позициям Николай Иванович был сражен неприятельской пулей. Умело организованная оборона не позволила французам захватить и сохранить мост – мост был уничтожен.
Солдаты вынесли из боя тело своего командира-героя. Своей геройской гибелью Ившин помог русским войскам в бескровном и без погони отступлении на более выгодные позиции. Своим подвигом он явил пример высоты духа, словно показал французам их будущее неминуемое поражение в России
О Николае Ивановиче Ившине известно немногое. Прапорщик (в то время это был офицерский чин, равный сегодняшнему младшему лейтенанту) Н. И. Ившин был выходцем из крестьян Астраханской губернии, выслужившимся в офицеры из рядовых солдат во время боевых походов «под знаменами Суворова». Совершенный им во спасение соотечественников подвиг помнился в Российской армии вплоть до наступления ХХ века. Свыше 100 лет 26 июня в Гродненском полку обязательно служили молебен в помин души «воина Христолюбивого Николая, на поле брани упокоившегося». Прапорщик Николай Иванович Ившин из Внутренней стражи сегодня в истории России числится и первым погибшим русским офицером Отечественной войны 1812 года, и первым ее героем.
После сожжения моста части русских войск оставили Гродно и отступили на восток от Гродно-Виленской дороги – к местечку Щучину. Гродненскому батальону с транспортами, «с казенными вещами, оружием и оного ж батальона с больными, в гродненском госпитале находившимися, главною аптекою и прочим» приказано было следовать на Щучин, Белицу, Новогрудок, Кареличи, Турец, Мир, Новый Свержень, Камелу, Кайданов и Минск. Однако по причине занятия противником Минска отряды направились из Новогрудка к Бобруйску и далее в Чернигов, куда и прибыли благополучно в середине июля.
В сражении за Гродно казаки и солдаты Русской армии вписали славную страницу в военную историю Отечества. Атаман М. И. Платов, начиная бой, имел в своем подчинении только иррегулярную военную конницу и вспомогательное подразделение Российской армии. Во время Наполеоновских войн русские казаки вели разведку, участвовали в дозорах, проводили обманные и двойные засады (вентери). Но они не были предназначены для полевого сражения с вражеской пехотой. Инвалидная команда же Гродненского гарнизона почти не имела ружей. И все-таки эти довольно небольшие силы Русской армии сумели отразить натиск превосходящих сил наполеоновских войск. Враг был задержан на целый день. Вечная слава героям России.