«Пациенты перекладывают ответственность за свое здоровье целиком на медицинских работников, полагая, что в любой ситуации их вылечат, и они будут здоровы»

В июне состоялось несколько выездных заседаний комиссии по проверке качества оказания медицинских услуг в районные больницы Самарской области - Ставропольскую ЦРБ, Богатовскую ЦРБ и Клявлинскую ЦРБ.

На комиссии был рассмотрен ряд жалоб и обращений граждан по поводу оказания медицинской помощи. Подавляющее большинство жалоб были оценены как необоснованные, однако выявился целый ряд проблем, вследствие которых имеется неудовлетворенность пациентов оказанием медицинской помощи.

Отмечается некоторая однотипность жалоб и обращений граждан, связанных с завышенными ожиданиями о возможностях медицины и врачей в частности. Например, одно обращение было вязано с тем, что в одной из ЦРБ мужчине не смогли сделать КТ и МРТ.

Другая женщина жалуется, что ей отказывают в протезировании сустава, при этом у нее имеется целый ряд заболеваний, связанных с неправильным образом жизни, таких, как ВИЧ, туберкулез, гепатиты В и С, и все это на фоне остеопороза, что само по себе является прямым противопоказанием к протезированию суставов.

В одной из больниц во время презентации главного врача в конференц-зал ворвался возбужденный мужчина с претензией, что у его товарища в офисе врача «не смогли удалить занозу» и отправили к хирургу в ЦРБ! На самом деле данный случай потребовал рентгенографии и хирургического вмешательства, что и было сделано хирургом ЦРБ, причем сам пациент никаких претензий не предъявлял. Я объяснил товарищу пациента, что каждый врач  должен делать то, что он умеет и чему обучен.

Практически во всех больницах не хватает медицинских кадров - как врачей, так и медицинских сестер. И это связано с финансовой неудовлетворенностью,  обеспеченностью жильем,   слабым развитием социокультурной сферы на селе, отсутствием возможности карьерного и профессионального роста.

Так же многие жалобы обусловлены жесткими регламентами во времени приема врача, так, например, в одной из больниц выдается большое количество «нулевых» талонов на прием, чем создается ажиотаж перед кабинетом врача, так как жители отдаленных деревень используют общественный транспорт, который курсирует только 2 раза в день, и поэтому все пациенты стараются попасть к врачу только в первой половине дня, чтобы успеть на свой рейсовый автобус.

Некоторые обращения связаны с тем, что сами жители, не оформив страховой полис, даже при оказании им полноценной медицинской помощи остаются неудовлетворенными, но при этом не предпринимают необходимых действий для того, чтобы медики смогли им помочь. Например,  одно обращение было связано с тем, что мама своевременно не оформила страховой полис на  своего новорожденного ребенка.

Отмечается неблагоприятная тенденция, когда пациенты целиком перекладывают ответственность за свое здоровье на медицинских работников, полагая при этом, что в любой ситуации в любую минуту при обращении их вылечат, и они будут здоровы.

Способствует этому практически полное отсутствие профилактической работы. Врачам профилактикой заниматься некогда, а государственные и муниципальные организации отстранились от ведения такой деятельности. А ведь, как известно, болезнь проще и дешевле предотвратить, чем лечить.

Ответственность за прохождение диспансеризации у нас возложена на медицинских работников, а не на самого гражданина или его работодателя, поэтому такой нужный инструмент профилактики зачастую проходит формально и безответственно. А в некоторых странах если ты не прошел очередной медицинский осмотр вовремя, то при возникновении проблем со здоровьем будь добр оплачивай лечение из собственного кармана. Поэтому считаю, что граждане должны нести хотя бы субсидиарную финансовую ответственность за несвоевременное прохождение диспансеризации.

Так же, когда пациенты трактуют медицинскую помощь как оказание медицинских услуг, что позволяет им самоустраниться от процесса, направленного на выздоровление, но ведь если сами пациенты не будут выполнять всех врачебных рекомендаций, то о выздоровлении говорить бесполезно, какой бы  сильный специалист ни был.

Очень часто пациенты хотят по своему желанию, по показаниям и без попасть на консультацию к узкому специалисту, пройти по желанию и без медицинских показаний КТ или МРТ, все соответственно за счет ОМС, но поскольку имеется ограничение ресурсов кадровых и материальных (и не только в нашей стране), удовлетворить абсолютно все желания граждан невозможно в принципе.