«Память о Великой Отечественной войне – это то, на чем во многом держится единство России»

На своих страницах в социальных сетях я написал о том, что строительство мемориального комплекса героям-сибирякам имени Николая Ивановича Масалова выходит на завершающий этап. Неожиданно получил отклик подписчицы Марии К., который меня озадачил. Вот что она написала: «Кому вообще нужны эти памятники, столько денег вгрохают на что, а тут живые люди, пенсионеры, малоимущие, которым помощь нужна. А не этим каменным памятникам которые есть и пить не просят» (пунктуация и орфография автора сохранена полностью).

Именно с таких вопросов «а зачем нужны все эти памятники?» и начинается процесс впадения в историческое беспамятство, забвения великих подвигов предыдущих поколений. А если забыты те подвиги, то и на героизм наших современников, наших парней, борющихся сейчас с неонацистами на Украине, тоже не стоит обращать внимание — видимо, такая должна здесь быть тут извращенная логика?

А, кстати, с какого момента на Украине те самые неонацисты начали вылезать изо всех щелей и в конце концов почти подчинили себе всю страну? А вот с того самого, когда там стали говорить, что все памятники, символизирующие подвиг героев Великой Отечественной, совсем и не нужны — зачем, мол, нам эти каменные, гранитные и мраморные «истуканы»? А потом уже и не только говорить стали — начали разрушать все эти мемориалы.

И думать, что эти два процесса, разрушение памятников и разгул самого поганого человеконенавистничества, никак не связаны между собой, может либо очень наивный, либо не очень умный человек. Связаны, еще как – собственно, для того, памятники и разрушались, чтобы можно было спокойно заразить Украину нацистской чумой…

Но памятники — это не просто камень, гранит, мрамор или любой другой подобный материал. Тут речь идет о материале попрочнее — о человеческой памяти. Неслучайно и слова эти — одного корня. Любой памятник — это именно материализация нашей памяти, охраняющий эту самую память от осквернения и забвения. И те самые живые люди нуждаются не только в материальной помощи (хотя, и это порой очень важно, спора нет) — им необходимы еще и морально-нравственные ориентиры. А выстраиваются эти ориентиры очень часто именно на фундаменте уважения к истории своего Отечества и восхищения героями, которые это Отечество защищали и продолжают защищать.

Впрочем, как показывает пример той же Украины, морально-нравственными ориентирами можно и пожертвовать — например, ради сладкого чувства сопричастности к «великой семье европейских народов» и «общечеловеческим ценностям». Вот только чувство это — чувство раба, которому господин иногда соизволит кидать объедки со своего стола. У такого раба, конечно, никакой исторической памяти не осталось, а любой памятник для него — просто груда камней…

Вот парадокс: память одновременно и самый прочный, но и самый хрупкий материал на свете. Память же о Великой Отечественной войне и о том, как наши предки победили самое страшное зло в истории человечества – это то, на чем во многом и держится единство России. А еще это и залог того, что и в будущем наша страна продолжит оставаться великой и сильной державой, способной защитить себя. Вот как раз все это мемориальный комплекс героям-сибирякам, который будет открыт уже совсем скоро, 3 ноября, и символизирует – как и другие подобные мемориалы во многих уголках России.

К нашему кузбасскому мемориалу будут приходить люди. Смотреть на статую Воина-освободителя - не какого-то выдуманного героя, а вполне реального человека, кузбассовца по имени Николай Масалов, своим подвигом  доказавшего всему миру силу и милосердие русского солдата. Читать фамилии других героев из Сибири на гранитных пилонах. Просто постоять, послушав тишину или наоборот шум мирного города. И вопрос «Зачем все это?» им просто не придет в голову. Они точно будут знать — зачем именно.