Заканчивается кампания по приему в вузы новых студентов, впереди новый учебный год, а проблемы сферы образования, несмотря на выход из Болонской системы, никуда не ушли. Почему? А потому, что ложь очень тяжело искоренить, особенно когда ее долго выдавали за правду.
Как непосредственный участник системы образования, испытавший на себе и своем учебном заведении все аспекты этой «правды-лжи», могу сказать: единственное, что нужно искоренить в системе российского образования – это ложь, которую с помощью западных технологий очень эффективно внедряли с 1991 года и плоды которой пожинаем мы и наши дети. Например, нас убедили в том, что печататься в западных изданиях важнее и нужнее, чем в отечественных. Нас убедили, что хорош тот школьный учебник, который прошел экспертизу, а мнение президента, выражающего всеобщее мнение народа по поводу его содержания, не очень-то и важно.
А как чиновники, вернее, конкретные люди, которые были внедрены в систему управления образованием, испоганили почти социалистическую идею ЕГЭ дать равный шанс каждому на поступление? Почему в России, где с телеэкранов нас убеждают, что стране экономисты не нужны, 45% затрат на научные разработки идут на исследования в сфере экономики? Заметьте, не на математику, не на космос! Разве это не подлог, не обман? Каждый год широкие массы убеждают в том, что в стране и так слишком много экономистов и менеджеров, при этом тут же мы видим, что в первой тройке вакансий по стране числятся именно менеджеры и схожие вакансии. А внедрение, помимо заочной формы обучения еще и очно-заочной с благой целью улучшить качество подготовки экономистов и юристов? Разве это не очередная профанация?
Интересно, как формируется план выделения бюджетных мест? В этом году показательным стал случай с выделением 251 тысячи бюджетных мест для технических направлений, предполагающих сдачу ЕГЭ по профильной математике. Разве чиновники не знали, что чисто математически эти места заполнить невозможно, ведь количество записавшихся на экзамен крайне мало, а количество успешно сдавших и того меньше. Проверяющим органам рекомендуем обратить внимание на возможность появления среди студентов «мертвых душ» по Гоголю, ведь такие прецеденты уже были в современной системе образования России.
Количество профанаций, разных ненужностей, включая отчетность, бесконечную смену стандартов, планов и т.д. давно переросло в такое качество бюрократии, которое исказило жизнь всех непосредственных участников образовательного процесса.
И одних лозунгов об улучшении системы образования сегодня недостаточно. Для демонстрации своих усилий чиновники пошли по самому легкому пути – подменять реальные фундаментальные улучшения в образовании совершенствованием материально-технической базы.
Да ведь в каждой российской деревне, где живет хоть 20 жителей, и так уже должно быть учреждение воспитания и образования! Почему с фельдшерскими пунктами опомнились, а с образованием - нет?
Если для этого, как обычно, нужно поручение нашего президента, то народ России уже давно его уполномочил дать такое поручение.