«Никто из правителей России не сделал столько полезного для армии, как император Павел I. Он заложил основы современной армии»

Император Павел I установил срок солдатской службы в 25 лет взамен бессрочного и ввел в военную форму шинель и теплые зимние вещи.

Великий князь Павел Петрович, еще будучи наследником российского престола, усвоил истины, что «человек – первое сокровище государства, а труд его – богатство», что «сбережение государства – сбережение людей, сбережение людей – сбережение государства». Еще в 1779 году молодой цесаревич Павел писал своему наставнику графу  Никите Ивановичу Панину: «Государство наше, будучи в беспрестанных движениях с царствования государя Петра Великого, зачинает приходить в некоторую слабость, которую, как ее самую, так и следствия, предупредить должно, дабы все здание или весь корпус не рушился как ослабевшее от многих припадков тело».

Всероссийский император Павел I

С молодых годов Павел Петрович жил с осознанием, что именно на него возложена миссия спасения России, к которой он и готовился. В своем имении – Гатчине, он приступил вплотную к отработке своих реформ. Первое, что надлежало, по его мнению, сделать - это укрепить военную мощь Российского государства. Не имея возможности осуществить свои реформаторские замыслы в рамках существовавшей в России армии, Павел стал создавать образцовые Вооруженные силы у себя в Гатчине.

Павел проводил с солдатами довольно сложные учения. С 1793 по 1796 годы на учениях гатчинские войска под командованием цесаревича отрабатывали приемы залпового огня и штыкового боя. Отрабатывалось взаимодействие родов войск при форсировании рек, проведение отступления и наступления, а также оборона от морского десанта противника, высаживающегося на берег. Отрабатывалась передислокация войск в ночное время.

Важное место отводилось артиллерии. Для гатчинской артиллерии в 1795-1796 годах проводились специально отдельные учения. Полученный опыт лег в основу военных преобразований и реформ Павла. Несмотря на малочисленность, к 1796 году гатчинские войска были одним из наиболее дисциплинированных и хорошо обученных подразделений русской армии.

Великий князь Павел Петрович как законный наследник вступил на престол  Российской империи 6 ноября 1796 года и был коронован императором в Москве 5 апреля 1797 года с тронным именем  Павел I. Став императором, Павел утвердил порядок престолонаследия, издал Указ о «трехдневной барщине», запрещавший помещикам устанавливать барщину более трех дней в неделю (в своих имениях он установи «двухдневную барщину»), списал  недоимки по подушной подати с мещан и крестьян. Когда из-за оскудения государственной казны возросли цены на хлеб, император приказал продавать хлеб из казенных запасных магазинов. Историк Евгений Севастьянович Шумигорский писал: «Масса простого народа в несколько месяцев, получившая большее облегчение в тягостной своей доле, чем за все царствование Екатерины, и солдаты, освободившиеся от гнета произвольной командирской власти и почувствовавшие себя на «государственной службе».

Павел начал бороться в России с инфляцией – он приказал сжечь на площади перед Зимним дворцом свыше пяти миллионов рублей в бумажных ассигнациях, отменил переделку медной монеты, то есть из пуда меди, как и ранее, должно чеканиться монет на 16 рублей, и приказал переплавить в серебряную монету дворцовые сервизы. Государь решил обуздать «тунеядцев дворян», приказал всем чиновникам приходить рано утром на работу и уходить поздно вечером с нее. «Сановники Екатерины, причастные к «крадствам», то есть почти все, подверглись немилости императора». По всей империи было уволено 20 000 чиновников.

Император провел ряд реформ и в армии. В первый же день своего правления император Павел расформировал генеральный штаб. Новый состав был сформирован через четыре дня, с этим составом государь и приступил к военным реформам.

Военные реформы император Павел I начал с принятия новых воинских уставов. Уже в ноябре 1796 года был издан Указ о принятии новых воинских уставов: «О полевой и пехотной службе»; «О полевой кавалерийской службе» и «Правила о службе кавалерийской». В воинских уставах 1796 года впервые давались четкие практические указания  - по обучению набранных рекрутов; по взаимодействию нижних чинов и офицеров; по решению тактических задач, а также  и общий подход к определению стратегических решений. Прежде всего, эти уставы устанавливали личную уголовную ответственность офицеров за жизнь и здоровье подчиненных им солдат. Увеличено было денежное содержание нижних чинов. За удержания из солдатского жалования полагались каторжные работы, а за его невыдачу - смертная казнь.

Устав ограничивал и регламентировал телесные наказания нижних чинов, особо отметив что «оные допускать в крайних случаях, памятуя, что служат они для исправления нерадивых солдат, а отнюдь не для их калечения». В уставе говорилось так: «Офицерам и унтер-офицерам всегда замечать солдат, которые под ружьем или в должности ошибались, и таковых после парада или учения, или когда с караула сменятся, учить; а если солдат то, что надлежит, точно знает, а ошибся, такового наказать».

Смена караула 1798 год

Введены были и  телесные наказания для дворян. Офицеров иногда учил сам император -  «Государь, поставя во фрунт офицеров, обучал их метать ружьем и алебардами, со строгим наблюдением, что ежели кто хоть чуть ошибется или не проворно сделает, то сорвут с него шляпу и потащат под караул». Как вспоминал генерал от инфантерии  Евграф Федорович Комаровский. «Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился,  при императрице Екатерине Алексеевне мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрут».

Император пересмотрел и изменил действующий еще со времен Петра I Морской устав. Некоторые положения  из «Павловского» устава сохраняются в российском флоте и по сей день. Главным его отличием была четкая регламентация службы и быта на корабле. В «Петровском» уставе почти в каждой статье следует мера наказания за ее нарушение. В «Павловском» же уставе наказания упоминаются редко, даже должность корабельного палача была исключена. Павел Петрович отменил имевшее место при Петре «килевание» (когда наказуемого привязывали к канату и протаскивали на нем под водой с одного борта корабля на другой).

Сразу после восшествия на престол Павел Петрович занялся проблемой нехватки точных карт в России. Уже 13 ноября 1796 года он издает указ о создании «Его Императорского Величества чертежной». В 1797 году по указу императора был сформирован Пионерный полк – первое военно-инженерное формирование в русской армии. По указу императора от 17 декабря 1797 года был создан Фельдъегерский корпус, а указом от 29 декабря 1798 года была основана Военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге.

Военная форма 1798 год

Еще в своих гатчинских войсках Великий князь Павел Петрович начал преобразования в артиллерии. Со времен Петра I вся артиллерия армии образовывала общий армейский парк. К 1763 году полевая артиллерия имела в своем составе пять артиллерийских полков, которые являлись чисто строевыми подразделениями - материальная часть числилась в полевых и осадных артиллерийских парках. Для перевозки и боевого питания всей артиллерии отдельно существовал фурштадт, располагавший обозом и необходимым числом лошадей. Понятие о батарее как организационном целом – совокупности личного и конского состава и материальной части, обслуживающей определенное количество орудийных стволов в русской артиллерии тогда еще отсутствовало. Батарейное формирование было введено лишь в гатчинской армии Павла.

Преобразования во  всей артиллерии затронули и кадровый ее состав, и материальную часть, и общую организационную структуру. В боевых подразделениях были введены новые правила: об офицерских экзаменах и практических учениях, о содержании артиллерийских лошадей и о маневрах артиллерийских подразделений. Новые батареи маневрировали на коротком расстоянии галопом с посадкой части прислуги на подручных лошадей орудия и следовавшего за ним зарядного ящика. Явилась возможность уже в ходе боя сосредоточивать батареи к пункту, где намечались благоприятные условия для нанесения удара. Фурштадские команды были введены в состав артиллерийских рот.

Раньше лошади для транспортировки орудий придавались артиллерийским подразделениям с началом кампании или прямо перед маршем, в остальное время используясь для других нужд армии и разнообразного «хозяйствования». Такая практика исключала возможность повседневной боевой подготовки артиллерийских подразделений и не соответствовала новым условиям войны, в которых маневр артиллерии на поле боя приобретал решающее значение.  Кроме того были введены многие технические приспособления, наиболее значительные из которых были новые прицелы для орудий и зарядные ящики вместо громоздких, неповоротливых фур. Зарядный ящик был двухколесный и возился четверкой артиллерийских лошадей.

За счет использования новых пушечных сплавов, обладавших большей механической прочностью, удалось уменьшить толщину стенок орудийного ствола, а повышение точности калибра и использование конических стволов («единороги»), позволило уменьшить и длину орудийного ствола. Все это уменьшило вес орудия. Было сокращено число калибров, что позволило нарастить выпуск боеприпасов. Вся материальная часть была унифицирована, стало возможным использовать для разных орудий одинаковых частей и боеприпасов. В результате преобразований материальной части артиллерии была создана новая система образца 1797 года – одна из лучших в Европе.

В 1797 году император приказал явиться в полки всем с рождения зачисленным недорослям и «неслужащим дворянам». Император уволил из рядов армии офицеров, числившихся в штате формирований лишь номинально, но годами не появлявшихся в частях. Из армии было уволено 330 генералов и 2 260 офицеров, а из конной гвардии был исключен 1 541 фиктивный офицер. От полков были отчислены «камергеры, камер-юнкеры и другие придворные чины до этого числившиеся при полках и получавшие военные чины, фактически не неся военной службы.

Военный парад в Санкт-Петербурге 1798 год

Были утверждены новые штаты полков, введен запрет дворянам записывать детей на службу до совершеннолетия. Офицерам и генералам запрещалось пребывать в отпусках более 30 дней в году. Было отменено преимущество гвардейских чинов над армейскими и гвардия была переведена в состав боевых подразделений. В царствование Павла I численность регулярной армии сократилась с 500 тысяч до 350 тысяч человек. Все войска были распределены на 12 дивизий (в дальнейшем - инспекции), которые составили дивизионное военное управление, а вся Россия в отношении военного управления была разделена на 12 инспекций. Следствием этого стала четкая организация управления, снабжения, обучения войск в мирное время. Павловская система инспекций во многом сходна по функциям с современными военными округами.

Император Павел I ограничил срок службы нижним чинам 25 годами взамен пожизненной. Для «нижних чинов» император ввел отпуск 28 календарных дней в году. Рекрут с момента зачисления на службу переставал считаться крепостным крестьянином и по выходу в отставку был вольным человеком. При «беспорочной службе» сроком 10 лет нижние чины могли жениться, и их дети были вольными. При «беспорочной службе» сроком 20 лет нижние чины навсегда освобождались от телесных наказаний. Солдатам было разрешено жаловаться на злоупотребления командиров. Было  запрещено забирать солдат для работы в имениях и привлекать к иным работам, не связанным с военной службой.

Во время последних лет правления Екатерины II дворянами расхищались целые рекрутские наборы. Был даже разворован целый рекрутский набор с женами. Их отправляли в деревни высших офицерских чинов, где обращали в крепостных. Павел I, вступив на престол, расследовал этот вопрос – рекруты были зачислены в армию с учетом времени службы с момента призыва, а виновныt сосланы в Сибирь с выплатой компенсации ущерба казне.

Для награждения нижних чинов императором в 1799 году (впервые в Европе) была учреждена серебряная медаль «За храбрость». Было введено награждение солдат знаками ордена святой Анны «за беспорочную двадцатилетнюю службу». Вышедшему в отставку солдату и его семье полагалась налоговая льгота -  они не платили подушную подать. Для уволенных со службы по состоянию здоровья солдат или выслуге более 25 лет была введена пенсия с содержанием таких солдат в подвижных гарнизонных или инвалидных ротах. Увольнявшиеся со службы нижние чины получали жалованье по особому окладу в течение шести лет, а затем получали пенсию. Для трудоустройства инвалидов в губернских и уездных городах создавались инвалидные команды.  Солдаты инвалидных команд обеспечивались обмундированием, получали участки земли для поселения и денежное содержание.

Император Павел  Петрович еще больше увеличил число инвалидных команд. Военные пенсионеры получили возможность после выхода в отставку поступать на гражданскую службу. При этом им полагалась государственная надбавка, соразмерная пенсии. Императором были созданы «вдовьи дома» для жен погибших военных чинов, «военно-сиротские учреждения» и военно-учебные заведения полковых и батальонных школ для обер-офицерских и солдатских сыновей. Император приказал хоронить погибших и умерших солдат с воинскими почестями, а могилы передавать на присмотрение инвалидным гарнизонным ротам.

В новом «Павловском» обмундированию были впервые введены теплые зимние вещи - теплые жилеты и шинель из толстого сукна с рукавами для зимнего и холодного времени.  До этого единственной штатной теплой вещью в армии была епанча (плащ из простой материи). Также император ввел в зимнее время года для часовых караульные овчинные тулупы и валенки. В караульном помещении пар валенок должно быть столько, сколько необходимо, чтобы каждая смена часовых обувалась в сухие. Возвращенные в армию парики с косами имели в составе косы стальной прут, защищавший шею от рубящих ударов.

В России XVIII века размещение на постой войск было обязанностью горожан, выделявших для этой цели помещения в своих домах. Казенные казармы имелись только в столице. По указанию императора в стране велось строительство казарм для войск. Строить их Павел приказал за счет местного дворянства и купечества. В 1797 году он распорядился переоборудовать под казармы Екатерининский дворец в Москве. При каждом полку были учреждены лазареты, для которых в казармах предусматривались специальные  помещения.

Результатом военных реформ императора  Павла I было повышение боеспособности российской армии и улучшение положения солдат. Были созданы новые рода войск, усовершенствована и развита система подготовки военных кадров, введено медицинское обслуживание, построены казармы. Император Павел установил пенсии и льготы вышедшим в отставку по выслуге лет и инвалидности солдатам, а также и членам семей погибших воинов. Многое из правил службы, введенных новыми уставами, сохранилось и до нашего времени практически без изменений. Никто из правителей России не сделал столько полезного для армии. Император Павел I заложил основы современной армии.