
Мое выступление на секции «Сохранение этнокультурного и языкового многообразия России, которая проходила в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Россия: единство и многообразие», было посвящено инструментам популяризации культуры народов России на примере Республики Хакасия.
Но, конечно, я не могла для начала не рассказать о субъекте Российской Федерации, который у нас в Хакасии называют «Богом дарованной землей». А еще - «Второй Троей».
Хакасия именно такая! Здесь даже в самых неожиданных местах можно встретить следы древнейших цивилизаций. Степи хакасские еще хранят тысячи тайн в многочисленных курганах возрастом 4-5 тысяч лет до н.э. Поражают воображение загадочные каменные изваяния с грозными ликами. Огромного размера менгиры, имеющие еще малоизученную исцеляющую силу. Вряд ли вы где-то еще встретите писаницы, испещренные рисунками разных эпох скалы (своеобразное послание потомкам). Стелы с высеченными на них письменами народов, живших здесь в разные тысячелетия.
На горных вершинах то тут, то там можно встретить следы древних полуразрушенных крепостей. А еще останки объектов древней металлургии, оросительных систем, а также удивительные по красоте исполнения изделия древних ювелиров, которые до сих пор обнаруживаются при раскопках курганов.
Современные исследователи все еще удивляются точности прогнозов древних природных обсерваторий, изучающих расположение небесных светил и их влияние на жизнь древних цивилизаций.
Все это многовековое богатство Хакасии по возрасту не уступает ни египетским пирамидам, ни изваяниям острова Пасхи, ни мавзолеям китайских императоров, ни даже гробницам древнеиранских царей!
Они - ярчайшие свидетели высочайшего уровня развития культурного мира народов Южной Сибири, которые в разные эпохи вносили богатейший вклад в могущество евроазиатской цивилизации.
Как не вспомнить удивительные по красоте леса, степи и горы, целебные соленые и пресные озера, горные реки с чистейшей изумрудной водой, краснокнижных животных и растения. Наряду с богатым культурным и историческим наследием, они предоставляют современникам уникальные возможности для развития, духовного роста, творчества, а также взаимообогащения культур и языков живущих здесь народов более 100 национальностей.
Немаловажно и то, что разные народы живут на хакасской земле многие века. Все они называют себя частью хакасской цивилизации. И здесь нет и никогда не было противостояния ни на государственном, ни на бытовом уровне.
В Республике Хакасия официально признаны государственными два языка - русский и хакасский. Языковое многообразие и национальный колорит присутствуют в детских дошкольных учреждениях и школах республики, в театрах и филармонии, на песенных фестивалях и в творчестве самодеятельных артистов. Мы видим это в фольклоре, в произведениях писателей, композиторов, художников.
Среди самобытных особенностей хочется выделить культуру, традиции, историческое наследие коренного этноса - хакасского народа. Самое важное здесь то, что культурное достояние этого тюркоязычного народа не вступает в противоречие и антагонизм с историческим и культурным наследием живущих в республике славянских и иных народов.
Среди современных инструментов популяризации культурного достояния Хакасии хочется особо отметить общенародные и вместе с тем национальные праздники хакасского этноса. Главный из них - национальный праздник «Тун пайрам» (праздник первого молока). Он считается одним из самых знаменательных и почитаемых в культуре хакасов. Вобрал в себя все исторические ритуалы и обряды хакасских летних праздников первого айрана. Как правило, он устраивается в конце мая - в начале июня после перекочевки скотоводов со стадами на летние выпасы. На первом зеленом корме появлялись молочные продукты, айран. Специально к празднику шились новые национальные платья, устанавливались священные березки, на которые обязательно повязывались разноцветные ленточки «Чалымаа». Каждая из них символизировала доброе пожелание себе и близким. В это же время почтенный старец на празднике кропления айрана благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты (в наши дни - достаток) не переводились в домах земляков.
Современный «Тун пайрам» собирает в свои юрты представителей всех без исключения культур и народностей Хакасии. Открывается он, как правило, театрализованным представлением на основе хакасских легенд и сказаний. В действе участвуют самодеятельные артисты и коллективы из всех районов республики, обязательно в национальных костюмах.
Здесь же, на соседней площадке, проходят конкурсы традиционного народного творчества, выставки местных умельцев, концерты, спортивные состязания и конечно - дегустация национальных блюд.
Какие только языки и наречия ни приходилось мне слышать на этих поистине народных площадках! В том числе гостей из других тюркоязычных государств. Много-много лет национальный праздник «Тун пайрам» служит послом мира и укрепляет дружбу между народами.
Жители нашей республики отмечают новый год дважды. Вместе со всей страной - 1 января. И в марте - в день весеннего равноденствия. Национальный праздник «Чыл пазы» - голова года, это новый год по хакасскому календарю. Считается, что в дни весеннего равноденствия пробуждаются силы природы, возвращаются на землю божества - духи гор, тайги, воды. Чтобы ускорить их пробуждение, совершаются обрядовые действия. В основном это генеральная уборка юрт. И лишь одну соринку оставляли предки хакасов в углу, чтобы не вымести удачу.
В современной жизни на праздновании «Чыл пазы» проходит вручение наград от совета старейшин хакасского народа «Человек труда», «За благие дела». Среди награжденных - жители Хакасии разных национальностей. Обязательно проводятся и традиционные хакасские обряды.
Все муниципальные образования республики специально устанавливают к этому празднику национальные юрты. Также оформляются традиционные подворья с домашними животными, выставками национальных промыслов, а также кулинарных блюд и традиционных кушаний.
Музыка, танцы, песни народов Хакасии не стихают до вечера. А еще семьи закупают впрок экологически здоровую продукцию местных фермеров. Чего здесь только ни встретишь! От мяса, рыбы, молочной продукции до меда, чаев из местных высокогорных трав, национальных музыкальных инструментов, продукции народных промыслов.
Такие праздники объединяют, сближают, консолидируют общество, придают людям оптимизма. Здесь каждый чувствует себя частью единого народа.
Пользуются популярностью и возрожденные в современных условиях такие древние хакасские праздники, как «Чир ине» (День земли), а также национальный праздник урожая «Уртун тойты». Последний посвящен дню тюркской письменности и культуры в республике. Отмечается он в дни осеннего равноденствия и содействует развитию родового движения. Но главное его назначение - пропаганда семейных ценностей. Здесь награждаются и получают напутствия от известных людей Хакасии свадебные пары, устраиваются площадки для семейных развлечений и спортивных стартов.
Завершается «День земли» захватывающим финалом конноспортивных соревнований «Большой сибирский круг». Для самых маленьких граждан устраиваются катания на маленьких лошадях. Мальчиков приучают к седлам молодых жеребчиков.
Особое место в популяризации культуры Хакасии занимают национальные виды спорта, такие, как «курес» - борьба на поясах, поднятие камня, конные скачки. А такой национальный вид спортивных зрелищ, как перетягивание палки, уже вошел в чемпионаты России, Европы и даже мира.
Национальные виды спорта традиционно привлекают внимание своей зрелищностью, простыми и понятными правилами как участников состязаний, так и зрителей. Потому что они поистине народные, сочетают в себе элементы борьбы разных спортивных направлений. Так, например, в борьбе на поясах присутствуют элементы самбо и дзюдо. Но вместе с тем, здесь используются такие броски и элементы, которые не встретишь ни в греко-римской, ни в классической борьбе. Это тот самый национальный спорт, который по-настоящему роднит людей разных культур и конфессий.
Среди современных инструментов популяризации культур и народов Хакасии особо выделяется такой вид общественного самоуправления, как съезд хакасского народа. Он проводится один раз в пять лет. Решения, которые здесь принимаются, касаются не только вопросов жизнеобеспечения хакасского народа, но и всех жителей республики. Они носят для органов государственной власти Хакасии рекомендательный характер. Но не было в истории нашей республики случая, чтобы эти решения игнорировались или забалтывались. Это свидетельствует о высоком авторитете решений съезда хакасского народа как среди элиты, так и среди многонационального гражданского общества.
Если говорить о толерантности и уважении хакасского общества к представителям разных культур, то лучшим свидетельством служат межнациональные и межконфессиональные браки. Их в Хакасии очень много. Здесь нет в обиходе вопроса, какой ты национальности. На этой древней, богом дарованной земле, мы все - российские хакасы. Принимающие сердцем вековые культурные традиции, нравственные устои титульной нации - помнить девять поколений своих предков, заботиться о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения, долголетии и благополучии сограждан, уходящих на заслуженный отдых.
Но были и есть в регионе проблемы, которые так или иначе сказываются на сохранении хакасского языка. Я напомнила, что несколько лет назад в республике была принята государственная программа сохранения и развития хакасского языка.
Многое в этом плане делается, но еще больше предстоит сделать. Вспоминаю, как в 1999-2005 годы в Хакасии были разрешены такие формы образования и воспитания как русско-турецкие колледжи. Принимали в них детей после 5 класса. Был огромный конкурс. И это с учетом того, что обучение там проходило по турецким языковым и образовательным программам. Кто платил за это? Отвечу: западные фонды. Вопрос, как говорится, на засыпку: могли ли в этих колледжах воспитать патриотов, граждан России? Нет, разумеется. Сейчас известно, что практически все выпускники уехали за пределы России.
Сегодня можно ликовать: наконец-то государство вернулось в сферу образования и признало образование одним из своих приоритетов. Что нужно для укрепления многонационального единства? Для сохранения и развития хакасского языка необходимо федеральное финансирование всей линейки учебников на родном языке с 1 по 11 класс. Пока это делается только для начальной школы.
Необходимо государственное финансирование для издания детских книг на хакасском языке, сказок, хакасских легенд, воспитывающих любовь к родной земле, патриотизм. Пока авторам детской литературы предлагают печататься за свой счет.
Нужно, чтобы ГТРК «Хакасия» предоставило возможность национальному вещанию выпускать в эфир в рабочие дни не только новости, но и тематические программы, где есть место патриотизму, дружбе народов, развитию многоязычия.
Республиканская телевизионная сеть не может несколько лет получить разрешение вещать через Спутник. А там есть 24 часа эфирного времени, чтобы пропагандировать этнокультурное единство, рассказывать историческую правду о многовековой истории народов России, прививать любовь к родному языку и земле. Заявляю прямо и ответственно: чиновники от разрешительной системы по факту не заинтересованы в развитии многонациональной культуры России.
Приведу еще один печальный пример: Институт культуры в Хакасском госуниверситете предлагается перевести с федерального финансирования в субъект федерации. Учитывая финансовое состояние республики можно назвать это ударом по культуре Хакасии в целом.