
Учебный год в разгаре, и чем дальше, тем больше новостей будет появляться в информационном поле. Среди них наверняка немного будет тех, что порадуют учеников, учителей и их родителей. Что делать? Так устроена сегодня наша образовательная система. Предлагаю обсудить отдельные направления работы школы.
Первое направление - это учителя. Сможет ли повышение зарплаты сделать учителей добрее, а воспоминания учеников о школе – менее болезненными и травматичными. Ведь когда у тебя в жизни есть любимый учитель, то и воспоминания о плохих учителях и событиях не кажутся такими уж и ужасными.
Второе направление – это родители. В разговорах о школе все забывают о родителях и о том, что так называемые неудачи ребенка в школе в силу сложившихся стереотипов серьезно влияют на психику, прежде всего, родителей, которые воспринимают неудачи ребенка как свои собственные. Результат - школа становится причиной серьезных разногласий в семьях. А плохое отношение к ребенку в семье гораздо серьезнее травмирует его психику, чем школа. Может, пора пересмотреть роль такого института как школа в нашем обществе? И перестать задавать домашние задания, выполнение которых становится проблемой не столько детей, сколько их родителей.
Третье направление - это дети. Сейчас популярна тема борьбы с буллингом - травлей одних детей другими. Не углубляясь в психологические аспекты проблемы, стоит заметить, что дети зачастую могут просто заимстоваать модель поведения окружающих их взрослых, в том числе учителей. Ведь основной навык, на который направлено школьное воспитание – это навык безоговорочного подчинения. У некоторых детей вполне может возникнуть идея попробовать самим применить такую модель поведения к сверстникам или детям младшего возраста.
Четвертое направление – это окружающая информационная среда. «Быть хорошим мальчиком» уже давно перестало быть модным. Модно быть «плохим мальчиком». На таком фоне не будут работать ни правильные слова учителей, ни увещевания родителей. Наш президент очень вовремя распорядился ежегодно выделять бюджетные средства на создание цифрового патриотического контента для детей. Интересно, как поймут это задание те, кто будет его выполнять? Еще интересней будет посмотреть на сам контент.
Пятое направление – это расстановка сил внутри системы образования, а именно необходимость поиска баланса между обучающей и воспитывающей составляющей школьного образования. Необходимо найти баланс между необходимостью накачивать всех детей одним уровнем знаний и разным уровнем когнитивных и прочих способностей. Более половины девятиклассников уходит из школы в колледж. А если дать возможность детям уйти из школы после 7 класса, сколько человек воспользовались бы такой возможностью? Разве нормально жить годами в страхе перед ОГЭ или ЕГЭ? Страх, который породил ЕГЭ, представляет более серьезную проблему, чем сам экзамен.
Пора задуматься о том, как школьное образование влияет на жизненные планы детей и их родителей, на семьи в целом. Настало время задуматься, как не допустить того, чтобы школа стала «токсичной» для детей и для нас, их родителей.