Любушкин Иван Тимофеевич — Герой Советского Союза, гвардии лейтенант, один из советских танковых асов. Любушкин воевал с июня 1941 года, а особо отличился во время боев под Москвой и Орлом в составе 4-й танковой бригады генерал-майора танковых войск Катукова. На его боевом счету 20 уничтоженных танков и самоходок противника. Герой Советского Союза Иван Тимофеевич Любушкин героически погиб в боях с немецко-фашистскими захватчиками летом 1942 года.
Иван Тимофеевич Любушкин родился 20 июля 1918 года в деревне Садовая Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его родители были крестьянами. Семья Любушкина была многодетной и жила небогато. У Ивана было два брата и две сестры. Один из его братьев погиб в Великой Отечественной войне. В родной деревне Иван Любушкин окончил начальную школу, а семилетнее образование получил в школе села Сергиевка. Он также освоил профессию тракториста.
Получив образование и профессию, Иван Любушкин уехал в Тамбов, где работал на кирпичном заводе. Позднее он переехал в Тбилиси, был пожаным. В 1938 году Ивана Любушкина призвали в ряды Красной Армии. Как тракториста его направили на службу в танковые войска. Любушкин окончил школу младших командиров, ему было присвоено звание старшего сержанта, и он был определен наводчиком орудия танка Т-34-76.
Летом 1941 года старший сержант Любушкин служил в составе 15-й танковой дивизии, которая входила в состав 16-го механизированного корпуса. В начале войны 16-й корпус вместе со всеми входящими частями вошел в состав 12-й армии Юго-западного фронта, а позднее был передан в состав Южного фронта. Боевое крещение 15-я танковая дивизия получила 8 июля 1941 года в боях у Бердичева. К середине августа 1941 года дивизия, потеряв в тяжелых сражениях практически всю свою материальную часть, была отведена с фронта на переформирование.
Ивана Любушкина, проявившего себя способным танкистом, включили в состав формируемой в Сталинградской области 4-й танковой бригады, которую возглавил генерал-майор Михаил Катуков - лучший советский танковый генерал. Немцы его называли «Генерал хитрость». Катуков умело применял тактику засад, а также внезапного нападения и оперативного отступления. Этой тактике он обучил и своих танкистов. Данную тактику использовали наши танкисты-асы - Лавриненко, Самохин, Бурда, Любушкин и другие.
Уже к 28 сентября 1941 года бригада была сформирована и сосредоточена вблизи Кубинки, на тот момент в ее составе насчитывалось 7 танков КВ, 22 танка Т-34 и 17 легких танков БТ-7. В начале октября 4-ю танковую бригаду оперативно переориентировали на шоссе Орел - Мценск, вдоль которого наступала немецкая танковая дивизия из состава танковой группы Гудериана. На этом направлении вместе с 4-й танковой бригадой противника сдерживали - 11-я танковая бригада, 201-я воздушно-десантная бригада и 34-й полк НКВД.
Если летом 1941 года немецким танкам ничто не мешало наступать, то в октябре возросшее мастерство советских танкистов и боевые качества наших танков лишили немецкие танковые соединения возможности свободного маневра. Немецкая танковая дивизия была вынуждена идти колонной на Мценск по шоссе, где танки Катукова устраивали засады, действуя небольшими маневренными группами. Одну из засад устроили у села Первый воин 6-го октября 1941 года. С высоты, где расположились советские танки, открывался хороший обзор на шоссе, а кустарник маскировал машины и позволял атаковать внезапно. Стремительной атакой советские танкисты остановили наступление немцев, а во второй половине дня провели контратаку против наступающей немецкой группировки. Обе стороны понесли существенные потери, но продвинуться в этот день враг не смог. Танкисты 4-й танковой дивизии перегруппировались, чтобы продолжить контратаки. В бою у Первого воина особо отличился экипаж Ивана Любушкина.
Танк Любушкина занял позицию. Начался бой. В машину Ивана Любушкина попал вражеский снаряд, но броню не пробил. А точные выстрелы Т-34 легко поражали немецкие танки на расстоянии до 1,5-2 километров. Преимущество нашего легендарного танка перед немецкими по толщине брони и мощности орудия было существенным. Иван подбил 3 танка противника. Попал и в четвертый, но он не загорелся, хоть танкисты из него начали выпрыгивать. Лишь вторым снарядом удалось его поджечь. Затем подбили и пятый. Описание этого героического боя под заголовком «Танковая дуэль» было дано во Фронтовом листке.
«Танк старшего сержанта Ивана Тимофеевича Любушкина с первых минут боя был подбит вражеским снарядом и остановился. Но он принял бой и начал обстрел вражеских танков. На широком поле разразилась необыкновенная танковая дуэль. На расстоянии 1300 метров мужественный танкист расстрелял одну за другой пять вражеских машин. Но вот подоспевший тяжелый немецкий танк пробил выстрелом борт машины Любушкина. Был ранен экипаж и поврежден механизм переключения скорости. Водитель танка оперативно произвел ремонт, и машина получила возможность дать задний ход. Танк Любушкина смог соединиться со своей танковой колонной».
Журналист Юрий Жуков в своей книге «Люди сороковых годов» опубликовал рассказ самого Ивана Любушкина об этом бое. «Я тогда получил приказ выйти на левый фланг и занять место для обстрела вражеских танков. Только доехали до назначенной точки – один снаряд попал в мою машину, но броню не пробил. Я сам сидел у пушки, скомандовал экипажу: «Даешь болванки. Посмотрим, чья броня крепче». И начал бить. Немецкие снаряды и осколки стучали по танку, но наша броня крепка. А я продолжал огонь. Зажег один немецкий танк, тут же второй, за ним третий.
В это время все-таки какой-то немецкий танк ухитрился, ударил мою машину в борт. Этот снаряд пробил броню и разорвался внутри танка. Экипаж ослепило. Радист Дуванов и водитель Федоров были ранены. Я продолжаю вести огонь, но тут слышу, как Дуванов говорит: «У меня нога оторвана». Кричу Федорову, он в то время уже малость отдышался: «Заводи мотор». По оперативным донесениям, в этом бою танк Т-34 старшего сержанта Любушкина подбил 9 немецких танков и уничтожил до роты немецкой пехоты. Даже получив ранения, танкисты отважно сражались на подбитой «тридцатьчетверке». После оперативного ремонта, им удалось отойти задним ходом и укрыться за нашим тяжелым танком КВ.
Экипаж уже готов был приступить к полному ремонту боевой машины, когда Любушкин увидел, что появилось еще несколько танков, которые вели беглый огонь по советским войскам. В этот момент Иван Тимофеевич принимает решение продолжить бой. «Уж очень хорошо мне были видны немецкие танки», – вспоминал он впоследствии. Танкисты снова открыли огонь по врагу, добившись еще ряда результативных попаданий. Но немцы обратили внимание на оживший танк и сосредоточили на нем огонь. Снова вражеский снаряд испытал на прочность броню Т-34. Хотя он не пробил башню, но от попадания внутри откололся большой кусок брони, ударивший Ивана Любушкина по правой ноге, которой он нажимал спусковую педаль. Нога потеряла чувствительность, но, ощупав онемевшую ногу, он понял, что нога цела и лишь контужена. Отставив правую ногу в сторону руками, Любушкин начал нажимать на спусковую педаль левой ногой, а потом правой рукой, хотя и это было не очень удобно.
Уже в конце этой перестрелки Любушкин поджег еще один танк противника. После выхода из боя танкисты сдали раненых санитарам, а машина отправилась в ремонт, который занял несколько часов. Механики восстановили подвижность, и танк был вновь готов к боям с противником.
За мужество и героизм, проявленные в этом бою, Любушкин был представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему сержанту Любушкину Ивану Тимофеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
В ходе боев под Мценском наступление фашистов на Москву удалось задержать на две недели. Гудериан впервые получил достойный отпор. Потери 4-й танковой бригады генерала Катукова составили 23 танка против 133 немецких. Бой под Мценском был настолько значимым, что о нем пишет в мемуарах командующий танковой армией вермахта. По его словам, немецкой дивизии пришлось пережить тяжелое сражение. Впервые за четыре с половиной месяца войны появилось значительное превосходство русской стратегии и боевых качеств танков Т-34, а намеченное наступление на Тулу даже пришлось отложить.
В битве под Москвой Иван Тимофеевич участвовал в ряде боев у деревень Гусенево и Дубосеково, контратаковал превосходящие силы немцев у Истры и Крюково, уничтожив при этом 6 танков противника. Участвовал он и в боях на Калининском и Брянском фронтах. Часть, в которой служил уже лейтенант Иван Любушкин как особо отличившаяся в боях с немцами под Москвой, стала 1-й гвардейской танковой бригадой. С 30 мая 1942 года бригада входила в состав 1-го танкового корпуса и находилась на Брянском фронте.
Когда 28 июня 1942 года немецкие войска перешли в наступление на Восточном фронте, бригада вступила с ними в бой. Советское командование принимает решение нанести контрудар во фланг атакующим немецким группировкам, привлекая для этого танки 1-го танкового корпуса, который должен был атаковать врага с севера, из района города Ливны Орловской области.
Особенно жестокий и трудный бой провели гвардейцы танкисты 30 июня 1942 года возле деревни Муравский Шлях, недалеко от города Ливны. Участник тех боев командир батальона 1-й гвардейской танковой бригады советский танкист-ас Анатолий Рафтопулло вспоминал: «Это был встречный танковый бой, в котором участвовал батальон Александра Бурды, в него входил и экипаж гвардии лейтенанта Ивана Любушкина. При этом советским танкистам пришлось разворачиваться из походной колонны в боевой порядок уже под огнем противника.
Сбоку из-за железной дороги, вдоль которой двигались советские танки, по ним била немецкая артиллерия, в лоб стреляли немецкие танки, а с воздуха советские войска атаковала немецкая авиация. Экипаж Любушкина успел расправиться с одним орудием врага, когда в танк ударила авиабомба. Попадание привело к серьезному повреждению башни, пожару и детонации боекомплекта. Любушкин, наводчик и стрелок-радист были убиты. Невредимым остался только механик водитель Сафонов, который смог покинуть горящий танк до детонации боекомплекта. В отчете о потерях 1-й гвардейской танковой бригадой об Иване Тимофеевиче Любушкине в графе «где похоронен», указано - сгорел в танке. К моменту гибели гвардии лейтенанта Любушкина на его счету официально значилось 20 подбитых танков и самоходок противника.
Приказом по 1-й гвардейской танковой бригаде №073 от 7 мая 1943 года гвардии лейтенант Иван Тимофеевич Любушкин был навечно зачислен в список личного состава своей родной части.
После войны его именем в городах Орел и Ливны были названы улицы. Носит его имя и Сергиевская средняя школа, где информация о земляке Герое Советского Союза хранится в школьном музее. На мемориале «Героям танкистам-гвардейцам» во Мценском районе Орловской области, в 2020 году был открыт бюст героя-танкиста Ивана Тимофеевича Любушкина. Вечная слава героям Великой Отечественной войны. Мы победили и победим. Слава России – великой, единой и неделимой.