«И ныне Казанский образ Пресвятой Богородицы пребывает с христолюбивым воинством на боевых рубежах»

Русская православная церковь 21 июля воспоминает и молитвенно чествует обретение Казанской иконы Пресвятой Богородицы, произошедшее в 1579 году. Икона была обретена малым ребенком – десятилетней девочкой Матроной в Казани, незадолго до этого вошедшей в состав России. Сразу по обретению образ явил чудеса исцеления.  Явление чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы видимым образом и благословило вхождение новых земель в православное Русское государство.

Казанская икона Пресвятой Богородицы

Казанское ханство возникло на остатках Волжской Булгарии и Золотой орды как один из центров работорговли. Отношения его с Россией многократно менялось - от дружественных до враждебных. Царь  Иоанн Васильевич решил обезопасить восточные границы России.

Весной 1551 года недалеко от Казани была построена крепость Свияжск. В крепости вместе с гарнизоном были размещены и казаки. Казаки перекрыли «сторожами» сообщение между Казанью и Крымским ханством и привели «под государеву руку» окрестные племена правобережной черемисы. И уже вместе с черемисами они начали «на левобережную сторону ходити воевать и языков добывати». Эти нападения вызвали в Казани панику и ханство запросило мира.

Условия, продиктованные русскими, были жесткие - в Казани был размещен русский гарнизон,  возвращались все русские невольники (их набралось 60 тысяч), выдавались  аманаты-заложники, и ханство становилось вассалом Москвы. Правителем Казани стал московский сторонник касимовский правитель Шах-Али, который  признал отход к Руси правой стороны Волги.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Ермоген

Такие уступки правителя не встретили понимания среди казанцев и сторонники Крымского ханства и Турции совершили переворот. Около 200 русских стрельцов находившихся в городе, убили, хана свергли и трон занял  противник союза с Москвой. Переворот привел царя к выводу, что полумерами ограничиваться больше нельзя и с агрессивной самостоятельностью Казани надо покончить.

Иоанн Грозный собрал рать для решающего удара. Крымский хан попытался ему помешать. Он двинул на Москву крымскую орду, усиленную турецкой артиллерией и янычарами. Но об этом царя вовремя предупредили донские казаки. Русское войско выступило на юг и  разгромило татар под Тулой, а уж потом повернуло на Казань. В это время один из служилых казаков Ермолай обрел у тульского кремля образ святителя Николая (который стал именоваться Никола Тульский). И этот образ, как благословение Божие, русская армия взяла с собой, идя на Казань. 

Рать была представлена всеми родами войск: конницей, стрельцами, татарскими отрядами хана Шах-Али, мордовскими и черкесскими воинами, иностранными наемниками и артиллерией в составе 150 пушек. Очень активно участвовали в этой кампании казаки. Русские полки в конце августа 1552 года подошли к Казани и взяли город в осаду. Сильный урон деревянным стенам и каменным башням Казани наносили взрывы пороховых мин, которые закладывались в подкопы. В день чествования Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября нов. ст.) в подкопах было взорвано 240 пудов пороха.

.Свято-Богородицкий девичий монастырь в Казани

В стене появился пролом длиной около 100 м, в который ринулись штурмовые отряды и Казань пала. Война завершилась. Казанское ханство потеряло независимость и его территории вошли в состав русского государства. Была учреждена Казанская епархия, первым ее владыкой стал святитель Гурий. В Казани был построен Свято-Никольский Гостинодворский храм, где был поставлен образ «Николы Тульского». Священником в этом храме стал служить обретший этот образ бывший казак Ермолай (в дальнейшем митрополит Казанский Ермоген). Царским повелением был построен собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1579 году сильный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. Мусульмане говорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал свой гнев на них. Летописец отмечал: «вера Христова стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Богородицы, а затем и сама Царица Небесная.

Она повелела открыть на пепелище их сгоревшего дома сокрытую там  икону. Матрона поведала о явленном ей видении матери, а мать сообщила об этом духовным властям, которые отнеслись к этому без должного внимания. Сонное видение Матроне повторилось еще дважды. И вот 8 (21 по нов. ст.) июля, устав от бесплодных хождений по духовным и градским властям, мать Матроны сама взяла заступ и стала рыть землю в месте указанном дочерью, но ничего не находила. Тогда заступ взяла сама Матрона, она упорно копала в одном месте и на глубине примерно одного метра обнаружила завернутую в рукав мужского кафтана красного цвета икону Пресвятой Богородицы.

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Лик Царицы Небесной был светел и ясен, словно икона была только что написана. Образ из рук Матроны принял пресвитер храма Николы Тульского Ермолай - «Бог судил ему первому взять от земли бесценный образ». Икону  показали собравшемуся народу и торжественно, крестным ходом, перенести в Никольский храм. Казанский архиепископ Иеремия принял икону и, крестным ходом всего духовенства Казани, отнес ее в Благовещенский собор. Нес икону плакавший от умиления пресвитер Ермолай. И при перенесении иконы, и при нахождении ее в храме свершились многие чудеса исцелений.

Первое чудо икона явила, исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Это произошло с Иосифом во время крестного хода от места обретения иконы к Никольскому храму. Другой слепец, Никита, обрел зрение после принесения иконы в храм. В дальнейшем (в 1594 году), Ермолай, уже будучи Казанским митрополитом Ермогеном (в дальнейшем он стал патриархом) составил «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа в Казани». Там он говорил: «Явила себя Богородицына икона следующим образом. Не явила образа Своего Владычица - ни святителю града, ни начальнику властелину, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу. Но явила Своё честное сокровище, источник неисчерпаемый приходящим с верою, чудный Свой образ … девице юной десяти лет именем Матрона.

Этой  девице явилась чудная и пресветлая икона Богородицына. И после пожара в том же году и месяце, начала являться девице этой икона пресветлая Божия Матери. И велела ей пойти в город и поведать про икону Богородицыну архиепископу и воеводам, чтобы вынули образ Пречистые Богородицы от земляных недр. И место указала, где после обрели честное сокровище - чудную икону Богородицыну». Список с иконы был отправлен в Москву, к царю. Царь Иоанн Васильевич повелел на месте обретения образа построить церковь и Свято-Богородицкий девичий монастырь. Первой инокиней, а впоследствии настоятельницей этого монастыря, стала девица Матрона (во иночестве Мавра). Монашество приняла и ее мать.

Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В 1612 году в захваченном поляками Кремле находился в плену прибывший из Греции архиепископ Элассонский Арсений, владыка был тяжело болен. Он усердно молился о спасении Российской державы. Его трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость. Заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам.

На следующий день, 22 октября (4 ноября нов. ст.) 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону, пребывавшую в его войске, в своей приходской церкви Введения Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже, иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября нов. ст.) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

Перед Полтавской битвой в 1709 году царь Петр Алексеевич со всем своим воинством усердно молился перед Казанской иконой Божией Матери о даровании победы над шведами, а в 1721 г. перенес один из списков Казанской иконы из Москвы в основанный им Санкт-Петербург. В 1811 году святой образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре славный полководец Михаил Илларионович Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 году.

В день праздника Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством генерала Милорадовича и донского атамана Матвея Платова разбили французский арьергард. Это было первое крупное поражение французов после их ухода из Москвы.

Во время Великой Отечественной войны местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) пред чудотворным Казанским образом молился в Богоявленском Патриаршем соборе о даровании победы нашему народу. А когда враг подошел к Москве, в столице и вокруг ее рубежей, был свершен крестный ход во главе с Казанской иконой Пресвятой Богородицы. Вокруг Москвы чудотворная икона была обнесена самолетом «Ли-2», пилотируемым личным пилотом Сталина (впоследствии маршалом авиации Александром Головановым). Об этом удивительном полете Александр Евгеньевич впоследствии рассказывал: «Этот полет был одним из самых необычных, погода стояла абсолютно нелетная. Шквальный, порывистый ветер с метелью и температура до минус 50 делали невозможными ни взлет, ни посадку. Но полет состоялся. Сопровождали чудотворную икону священник и три женщины певчие. Во время такого трудного полета шума моторов почти не было слышно, хотя они и работали исправно. Зато очень хорошо слышал пение акафиста».

В 1941 году Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие (Салибу), получившему благословение патриарха Антиохийского молиться за спасение России, при его молитве пред чудотворным Казанским образом явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны возобновить Богослужения. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на освященную ею землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве, а  затем она должна быть в Сталинграде, который должен быть неодолимой стеной пред врагом. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

 Эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию. По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации. Он вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители блокадного города совершили крестный ход. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда. В десяти храмах города начались регулярные богослужения. Враг не переступил черты, проведенной крестным ходом вокруг осажденного города.

В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыке вручили Казанскую икону Божией Матери, крест и панагию, украшенные русскими самоцветами.

В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, в места, где готовились наступления. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.

Весной 1945 года война приближалась к завершению, но враг упорно и умело сопротивлялся нашим войскам, неумолимо двигавшимся на запад. Одно из самых ожесточенных сражений этого периода войны развернулось в районе города-крепости Кенигсберга. Наши войска несли значительные потери. Свидетельствуют очевидцы произошедшего уникального эпизода помощи Божией. Один из них — Василий Григорьевич Казанин, начавший войну еще в 1941 году в сражении под Смоленском. Затем он был в составе частей, наступавших на Великие Луки. Неоднократно ходил в разведку. Пять раз был ранен. Одна из пуль прошила его тело насквозь, в нескольких сантиметрах ниже сердца. Участвуя в штурме Кенигсберга в апреле 1945 года, он видел, как священнослужители вынесли Казанскую икону Божией Матери, отслужили молебен и пошли во весь рост к передовой.

После войны Василий Григорьевич был пострижен в монахи в Псково-Печерском монастыре, где многие насельники неоднократно слышали его рассказ о фронтовом молебне у стен Кенигсберга. Прислушаемся к рассказу другого участника штурма Кенигсберга — Николая Бугаенко (Отрывок из книги Андрея Фарберова «Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну»): «7 апреля, на Благовещение, мы ждали боя. Вдруг видим: вдоль линии фронта движется крестный ход — впереди православные священники несут Казанскую икону Божией Матери. За ними — вереница людей с иконами, крестами и хоругвями в руках. Это было так неожиданно! Как будто и нет войны — никто не стреляет, ясно различимы слова молитв, песнопений... А дальше произошло нечто совсем невероятное. Фашисты вдруг перестали стрелять. Мы бросились в атаку и без единого выстрела взяли этот участок фронта. Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым штурмом в небе появилась Пресвятая Богородица, которая была видна всей немецкой армии, и у них отказало оружие».

Небольшая икона, обретенная малым ребенком – девочкой Матроной на окраине Российского государства, стала всенародной святыней, знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного Русской Церкви и всему русскому народу, ибо душа православного человека чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах нашей Родины - России. Благодатный Покров Царицы Небесной никогда не прерывался над нашей страной. И ныне Казанский образ Пресвятой Богородицы пребывает с Христолюбивым воинством на боевых рубежах. С нами Бог – мы побеждали и победим. Слава России – великой, единой и неделимой.