
Лидия Литвяк, королева истребителей, командир звена третьей эскадрильи 73- го гвардейского истребительного авиаполка 1 августа 1943 года не вернулась с боевого задания. Ни летчицу, ни самолет однополчанам обнаружить не удалось. Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк, была признана «без вести пропавшей».
Лидия Литвяк— советская летчица-ас истребительной авиации, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант, самая результативная среди женщин летчик-истребитель Второй мировой войны, Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно 5 мая 1990 года). Она погибла в возрасте неполных 22 лет в бою над Миус-фронтом. Посмертно была дважды повышена в звании — до лейтенанта в 1943 году и до старшего лейтенанта в 1990 году.
Она родилась в Москве 18 августа 1921 года в семье рабочего-железнодорожника Владимира Леонтьевича Литвяка. Мать Анна Васильевна была портнихой. В 1937 году отца Лидии по ложному доносу арестовали, он погиб в заключении. С 14 лет девочка занималась в Кировском районном аэроклубе Москвы. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. Потом окончила курсы геологов и некоторое время работала по специальности, но затем вернулась в авиацию. После окончания Херсонской авиационной школы летчиков-инструкторов Лидия Владимировна работала в Калининском аэроклубе Осоавиахима летчиком-инструктором.
В октябре 1941 года Лидия Литвяк была призвана в армию. В 1942 году зачислена в 586-й истребительный авиационный полк ПВО («женский авиаполк»), входивший в состав 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО. Имея летную подготовку, Лидия Владимировна освоила истребитель
Напомним, Як-1 - первый советский истребитель-моноплан. Его появление - это случай, когда авиаконструкторам удалось переломить консерватизм военных, и советские летчики получили машину «не хуже, чем у других». По скоростным и маневренным характеристикам Як-1 превосходил мессершмитт Bf-109 серии E и лишь немногим уступал мессершмитт Bf-109 серии F, основному немецкому истребителю первого периода войны на Восточном фронте. Большая часть элементов обшивки (не считая носовой части, радиатора и зализов- стыков крыла с корпусом) делалась из бакелитированной фанеры.
Такой материал обладал достаточной противопожарной стойкостью и выдерживал возложенные на элементы планера динамические нагрузки. Это позволяло экономить дефицитный алюминий. Также Як-1 стал первым советским серийным истребителем с автоматической пушкой ШВАК калибра 20 мм. Это стало возможным благодаря рядному (продольному) двигателю М-105, который позволял проложить ствол пушки через «развал» и стрелять из кока винта. То есть вооружение сконцентрировали в носу, а не на крыльях, что позитивнее сказывалось на эффективности огня пилотов-истребителей. Як-1 стал лучшим советским истребителем в новом поколении монопланов.
Литвяк смогла реализовать на этой машине 12 личных побед и четыре - в группе (когда огонь по самолету противника велся несколькими истребителями). Благодаря своему летному мастерству Лидия Владимировна стала самой результативной женщиной-пилотом во Второй мировой войне. При жизни она не успела получить звание Героя Советского Союза, так как истребителям оно полагалось после 16-й подтвержденной победы. Тот факт, что она девушка, начавшая воевать в 19 лет, не делал никаких скидок - боец как боец.
Первый боевой вылет Литвяк совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года, в группе, она сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. В сентябре Лидия была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Сталинградский фронт). Уже во втором боевом вылете (14 сентября 1942 года) над Сталинградом Лидия Владимировна сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Ме-109. 27 сентября в групповом воздушном бою с дистанции 30 метров она поразила Ю-88. В это время на капоте самолета Лидии, по ее просьбе, была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «белая лилия Сталинграда». «Лилия» стала и ее радиопозывным.
Как особо результативную в боях, Лидию Владимировну перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе. Во время службы в этом полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалеку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296-й Истребительный авиационный полк. 11 февраля 1943 года в воздушном бою Литвяк сбила 2 самолета противника — лично Ю-88 и в группе FW 190. Вскоре в одном из боев самолет Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять ее в плен, один из летчиков-штурмовиков пришел к ней на помощь. Огнем из пулеметов он заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт. 17 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила орден Красной Звезды.
22 марта 1943 года в районе Ростова-на-Дону. Литвяк участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолет. Заметив шестерку Me-109, она вступила с ними в неравный бой, давая возможность своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя Лидия была тяжело ранена, но сумела привести поврежденный самолет на аэродром. После лечения в госпитале она была отправлена долечиваться домой, но уже через неделю вернулась в свой полк.
5 мая 1943 года Лидия Литвяк вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя она сбила вражеский истребитель, а еще один был ею сбит через два дня. В конце мая Лидия сбила вражеский аэростат-корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу ее наградили орденом Красного Знамени.
21 мая 1943 года погиб муж Лидии Литвяк - капитан Алексей Фролович Соломатин, Герой Советского Союза, командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Южного фронта.
15 июня Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестерки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила легкое ранение, но в госпиталь ехать отказалась. 18 июля 1943 года в схватке с немецкими истребителями Литвяк и ее лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла. В конце июля - начале августа 1943 шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшей дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолета противника и один - в группе. Из четвертого вылета она не вернулась. 4 августа 1943 года гвардии младшего лейтенанта Литвяк Лидию Владимировну приказом по Восьмой воздушной армии навечно зачислили в списки 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиаполка.
Спустя четыре дня, 8 августа, Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза (посмертно). Эту награду она бесспорно заслужила. Однако тогда Лидии Владимировне это высокое звание не присвоили. В качестве посмертной награды пришел орден Отечественной войны 1-й степени.
В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей летчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Место ее гибели было обнаружено местными мальчишками у хутора Кожевня. Останки были захоронены 29 июля 1969 года в братской могиле в селе Дмитровка как «неизвестная летчица». В 1971 году в ходе поисковых работ, проводимых поисковым отрядом школы №1 города Красный Луч, было установлено имя погибшей летчицы – Лидия Литвяк, увековеченное на месте захоронения в июле 1988 года.
В ноябре 1988 года приказом замминистра обороны было внесено изменение в пункт 22 приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 года» следует читать: «Погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года». После этого в Верховный Совет СССР поступило представление к присвоению звания Героя Советского Союза Лидии Владимировны Литвяк и о повышении ее в звании посмертно (дважды). Звание Героя Советского гвардии старшему лейтенанту Литвяк было присвоено 6 мая 1990 года. Медаль «Золотая Звезда» №11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.
На месте захоронения в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области Л. В. Литвяк установлена мемориальная плита. Ее именем названа улица в городе Красный Луч, там же в 1977 году, у здания гимназии №1, носящей ее имя, установлен памятник.
В память о легендарной летчице в 2018 году установлена мемориальная доска на доме 14/19 по Новослободской улице в Москве, где она проживала до войны. 21 июля 2019 года открыт бюст на территории авиационного полка. В 2021 году в городе Красный Луч возле мемориала «Самолет» были установлены памятники с мемориальными досками Лилии Литвяк и Екатерине Будановой. Вечная слава героям Великой Отечественной войны.