
Екатерина Илларионовна Михайлова – ветеран Великой Отечественной войны. Воевала с июня 1941 года по май 1945 года. Герой Советского Союза, награждена медалью «Флоренс Найтингейл» Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Главный старшина, санинструктор 369-го Отдельного батальона морской пехоты и старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии. Одна из немногих женщин, служивших в морской пехоте.
Екатерина Илларионовна Михайлова родилась 22 декабря 1925 года в городе Ленинграде. Ее отец был военным, а мать работала врачом. В раннем возрасте она лишилась обоих родителей и воспитывалась в детском доме. Повзрослев, она жила у своей старшей сестры врача в Ленинграде. К лету 1941 года Екатерина Михайлова окончила 9 классов и пришкольные курсы медсестер Российского общества Красного Креста. Курсы она закончила на «отлично».
Медицина для нее была семейной традицией – и мама, и бабушка, и старшая сестра у Кати были врачами. На период летних школьных каникул она отправилась к старшему брату, который служил военным летчиком в Бресте. 21 июня Михайлова села на поезд, направлявшийся в Брест. А на следующее утро за Смоленском поезд попал под бомбежку. Пешком она вернулась в Смоленск. Хотя ей было всего 15 лет, но, как она говорила, «мне было стыдно не воевать», она пришла в военкомат и попросила отправить ее на фронт медсестрой. Военком отказал ей ввиду возраста. Тогда она отправилась в местный военный госпиталь, где как доброволец стала работать медсестрой.
Во время одного из авиа-налетов госпиталь разбомбили. Екатерине удалось спастись, а вот все ее документы остались под руинами здания. При восстановлении документов она прибавила к своим 15 годам три года и поступила в стрелковую часть, занявшую оборону под Смоленском. Здесь решающую роль сыграло и то, что Катя умела оказывать помощь раненым. Ее взяли помощницей санинструктора в роту, отправлявшуюся на передовую.
В боях под городом Гжатск 13 сентября 1941 года она получила тяжелое ранение – ее ранило в ногу сразу в трех местах. Екатерина была эвакуирована в тыл. Лечилась в госпиталях на Урале и в Баку. Первое время после операции нога не сгибалась в колене: «Я все переживала: как же хромая воевать буду», - вспоминала Екатерина Илларионовна.
После выздоровления Екатерина Михайлова, с детства мечтавшая о море, попросила бакинского военкома отправить ее на флот. На этот момент у нее уже были новые документы с исправленным возрастом, поэтому замечаний не возникло. С января 1942 года она служила на военно-санитарном судне «Красная Москва», переправлявшем раненых из Сталинграда по Волге через Каспийское море в Красноводск. За образцовую службу она была награждена знаком «Отличник Военно-морского флота» и ей было присвоено звание главного старшины.
После завершения Сталинградской битвы главный старшина Михайлова подала рапорт с просьбой о зачислении санитарным инструктором в 369-й Отдельный батальон морской пехоты, формировавшийся в феврале 1943 года в Баку из добровольцев. Комбат поначалу ответил категорическим отказом, тогда Михайлова написала письмо с просьбой о зачислении в батальон на имя Верховного Главнокомандующего. Из Москвы на ее просьбу пришел положительный ответ. Таким образом Екатерина Илларионовна Михайлова стала служить в морской пехоте.
Она вспоминала: «Перед отправлением на фронт батальон совершил 50-километровый марш-бросок. К концу похода у меня страшно распухла раненая нога. А тут еще заиграл духовой оркестр, посланный из города навстречу морякам. «Ко мне подошел лейтенант и сказал: «Ты у нас одна девушка, давай потанцуем». Когда танцевала, у меня в глазах темно было от боли. Но нельзя было и виду показать. Ведь сама напросилась в батальон».
Отдельный батальон морской пехоты входил в состав Азовской, а затем Дунайской военных флотилий. С этим батальоном Михайлова с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Черного морей, Днестра и Дуная. С освободительной миссией батальон прошел по землям Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехии и Австрии. Она освобождала Керчь, Одессу, Белгород-Днестровский, Измаил, крепость Илок, Будапешт, Комарно, Белград, Братиславу и Вену. Вместе с бойцами батальона Екатерина Михайлова вступала в бой, отбивала контратаки врага, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Она была трижды ранена.
Боевое крещение Отдельный батальон морской пехоты получил, освобождая Темрюк. За мужество и героизм, проявленные в ходе Темрюкской десантной операции, командир 369-го батальона майор Судариков представил Екатерину Михайлову к ордену Красной Звезды. В описании ее подвига говорилось: «Главный старшина Михайлова, будучи контуженной, оказала медицинскую помощь 17 раненым бойцам и эвакуировала их в тыл с оружием под сильным огнем противника». Но награждена она была медалью «За отвагу»,
В конце января 1944 года главный старшина Михайлова принимала участие в десанте в Керченском порту, Моряки десантировались на берег ночью, отвоевав небольшой плацдарм. Много раненых, и нет питьевой воды. Единственный колодец находился на нейтральной территории. Немцы уже успели узнать, что среди морпехов есть девушка, даже знали ее имя. В часы затишья они кричали из окопов: «Рус Иван, покажи Катюша». В такие моменты Екатерина Илларионовна брала ведро и шла к колодцу. «Не ходи, убьют», — кричали ей наши бойцы. Но немцы не стреляли, а смотрели на нее и играли на губной гармошке. Екатерина Илларионовна в уличных боях перевязала 85 раненых солдат и офицеров, вынесла с поля боя 13 тяжелораненых. За Керченскую операцию Михайлова была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени.
После освобождения Крыма 369-й батальон был переброшен под Одессу и включен в состав Дунайской военной флотилии. Здесь первой его боевой операцией стало освобождение Аккермана в конце августа 1944 года. В ночь с 21 на 22 августа 1944 года санинструктор Михайлова участвовала в форсировании Днестровского лимана. Она одной из первых достигла берега. Цепляясь за корни и ветки прибрежных кустарников, Екатерина вскарабкалась на пятиметровый гребень обрывистого берега реки и помогала подняться наверх другим десантникам. Закрепились в лощине.
За время боя Михайлова оказала первую помощь 17 тяжелораненым краснофлотцам, а также спасла из воды тяжело раненого начальника штаба отряда. Из личного оружия она подавила огонь станкового пулемета, а когда кончились патроны, Екатерина стала ловить немецкие гранаты с длинными ручками и швырять их обратно. «Сестренка, уходи, а нас подорви», — просили раненые. «Если умрем, то все вместе». Катюша отвоевала своих ребят, а на подступах к лощине после боя насчитали больше 50 убитых гитлеровцев. Утром Аккерман был взят. За проявление исключительной отваги Екатерина Илларионовна была представлена к званию Героя Советского Союза, но награждена была орденом Красного Знамени.
Через месяц старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова приняла участие в десантной операции по захвату порта Прахово, а 4 декабря 1944 года вновь послужила примером героизма при взятии крепости Илок в Югославии. В рамках предупредительных мер по недопущению переброски сил противника в район проведения Будапештской стратегической наступательной операции, предполагалось нанесение удара по придунайским населенным пунктам Опатовац и Илок. Оба города нужно было брать с суши, тактическим десантам отводилась отвлекающая роль. Особенно трудно пришлось десантникам в боях за Илок, численность разведгруппы составил 52 человека, включая главстаршину Михайлову.
В ночь десантирования выяснилось, что из-за разлива реки затопленными оказались низменные берега и небольшой островок около крепости - место высадки морских пехотинцев. После начала боя гитлеровцы, осознав, что силы краснофлотцев невелики, предприняли попытку сбросить их в Дунай. Десант сражался по шею в ледяной воде. Атака советской 52-й стрелковой дивизии на Илок на суше задерживалась. Через два часа боя из полусотни десантников, занявших круговую оборону на острове, в строю остались только 13, и все они были ранены. Сама Михайлова, будучи тяжело раненой, продолжала оказывать медицинскую помощь тонувшим раненым бойцам и, спасая их жизнь, привязывала их поясными ремнями к прибрежным деревьям. А когда к острову приближались вражеские шлюпки, взялась за автомат и отбила атаку. Лично из автомата она поразила 5 вражеских солдат.
Моряки выполнили свою задачу, противник оттянул большие силы на подавление десанта и, когда атака советско-югославских войск началась, немцы не смогли удержать Илок. К концу сражения только семеро воинов были боеспособны. Раненую и ослабевшую от потери крови, почти в безнадежном состоянии Михайлову переправили в госпиталь.
Командованием Берегового отряда сопровождения 9 декабря 1944 года главстаршина Михайлова была вновь представлена к званию Героя Советского Союза. В представлении к награде перечислялись не только обстоятельства боя за Илок, но также отмечался героизм Екатерины Илларионовны в боях за Прахово и при форсировании Днестровского лимана. Представление согласовал командующий Дунайской военной флотилией вице-адмирал Горшков. Тем не менее, в наградном отделе сочли недостаточным и вернули представление к награде в штаб флотилии. В итоге новый командующий флотилии контр-адмирал Холостяков смог наградить Михайлову только вторым орденом Красного Знамени. Приказ был подписан 8 марта 1945 года. К этому времени главстаршина Михайлова, едва оправившись от болезни и ранения, сбежала из тылового госпиталя в Измаиле на фронт.
Свой батальон она нагнала под Комарно. В его составе Екатерина Илларионовна продолжала принимать участие в боевых операциях, последней из которых стал десант на Имперский мост в Вене. В Вене она встретила и Победу 9 мая 1945 года. Таким образом, к званию Героя Советского Союза главстаршина Екатерина Илларионовна Михайлова представлялась дважды, в августе и декабре 1944 года, но удостоена его была лишь указом Президента СССР от 5 мая 1990 года с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11 608).
Демобилизована Екатерина Илларионовна была в ноябре 1945 года. В 1950 году она окончила Ленинградский санитарно-гигиенический институт имени Мечникова. Работала врачом в городе Электросталь Московской области, там вышла замуж и стала по фамилии мужа Деминой. С 1976 года и до выхода на заслуженный отдых в 1986 году она работала и проживала в Москве.
Михайлова являлась членом Российского комитета ветеранов войны и Всероссийского совета ветеранов войны и труда. В 1964 году о Екатерине Илларионовне снял документальный фильм «Катюша» (по сценарию Сергея Смирнова) режиссер Виктор Лисакович. На Международном кинофестивале в Лейпциге этому фильму был присужден приз «Золотой голубь мира». В 1979 году Екатерина Илларионовна была награждена медалью «Флоренс Найтингейл» Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. До своих последних дней она участвовала во встречах с молодежью. Как завещание звучат слова Екатерины Илларионовны, сказанные ею за несколько лет до кончины: «Любите Россию. Берегите Россию. Будьте России верны».
Герой Советского Союза Екатерина Илларионовна Михайлова ушла из жизни 24 июня 2019 года (94 года). Ее похоронили с воинскими почестями 27 июня на Троекуровском кладбище в Москве. В 2020 году памятник Екатерине Михайловой (Деминой) был открыт на территории Школы-гимназии №1 в Керчи. В 2021 году памятник Екатерине Илларионовне открыли на территории 810-й Отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота в Севастополе.
Вечная слава героям Великой Отечественной войны. Мы победили и победим. Слава России – великой, единой и неделимой.