
Российская империя неоднократно пыталась сблизиться с Туркестаном. Однако все ее попытки натыкались на стойкую неприязнь туркестанской знати, которая решительно отказывалась от всех контактов с иноверцами. Россия тем временем активно продвигалась на Восток, в степи ставились укрепленные городки с гарнизонами, основывались казачьи станицы. В первой половине XVIII века были основаны Оренбург и Орск. Распахивались поля и засевались зерном.
Все это не нравилось местным кочевникам, которые считали эти земли своей вотчиной. На солдат и казаков нападали, осыпали их стрелами, поджигали заставы, уничтожались посевы, крестьян и купцов кочевники уводили в рабство. Русские солдаты ответным огнем отгоняли от себя кочевые орды и продвигались дальше. В 1736 году был основан Челябинск, в 1743 году — Троицк, Россия вплотную приблизилась к северным владениям восточных народов. Мирно сосуществовать не получалось. Еще в царствование Анны Иоановны казахский хан Абулхаир захватил и насильно удерживал в своей ставке русского посла татарского мурзу Култу-Мухаммеда Тевкелева, и только чудо позволило ему спустя два года вернуться обратно.
Император Николай I в 1839 году послал в Туркестан военную экспедицию генерала Петровского, но она закончилась неудачей. Но уже к началу семидесятых годов ХIX века под покровительство России попала обширная территория, ограниченная левым берегом Сырдарьи. Но исламские ханства не унимались. Тайно поддержанные английским оружием, они продолжали нападать на торговые караваны русских купцов и разорять пограничные поселения. Хивинские нукеры гнали русских пленников в Коканд, на невольничьи рынки, а затем они растворялись на просторах Азии.
Туркестанский генерал-губернатор К. П. Кауфман, обеспокоенный таким положением, писал рапорты в Санкт-Петербург. Из столицы выделили три тысячи рублей золотом на выкуп пленников. Однако хивинский хан в выкупе отказал, заявив, что никаких русских пленников у него нет, а те русские, что трудятся в кандалах с мотыгами на хивинских полях — делают это добровольно, из дружеских чувств.
По указанию императора четыре русских отряда выступили в военный поход через пустыню. Пришлось отбиваться от наседающих хивинцев (в сумерках нукеры напали на лагерь Мангышлакско-Оренбургского отряда, однако, русские не растерялись, ответно пошли в штыковую атаку, хивинцы бежали). 29 мая 1873 года Хива была взята с боями. Хивинцы ожидали гнева завоевателей, как принято на Востоке, но вместо этого русские вернули хана Сеид-Мохамед-Рахим-Богадурхана во дворец, предложили ему править и дальше, наложили на ханство контрибуцию и навсегда отменили рабство.
И, казалось бы, существуй Туркестан в мире, плати малые подати и процветай. Но в ханском дворце Коканда произошел дворцовый переворот. Новый хан (старший сын свергнутого хана) Насреддин-бек, науськиваемый англичанами, объявил русским священную войну газават. Снова начались нападения на русских солдат и офицеров, им сочувствующих, а затем разгорелись и военные столкновения. Кокандского хана пришлось усмирять силой. Русские разгромили войска хана, вошли в Коканд и губернатор Кауфман подписал с ханом мирный договор. Но едва стрелковые роты и казаки покинули город, как власть в Коканде захватили кипчаки, и война с русскими разгорелась заново.
В ноябре 1875 года из Ташкента в Наманган следовал обоз русских войск Наманганского отряда. Одна арба с войсковым имуществом сломалась, и тогда каптенармус 2-го туркестанского стрелкового батальона, унтер-офицер Фома Данилов, чтобы не задерживать караван, предупредил товарищей, что догонит обоз позже, а сам взял исправную арбу и принялся перегружать на нее вверенное имущество, с ним остались три солдата. Конвой и обоз ушли по караванному шляху. Вот только процесс затянулся, и на отставших тут же налетел отряд поднявшего мятеж в Коканде Пулат-хана.
Данилов обоз так и не догнал. На следующий день начальство отправило из Намагана поисковую партию казаков, но они вернулись ни с чем. Каптенармус Фома Данилов, его сопровождение и арба с армейским имуществом пропали. Долгое время о Данилове не было никаких вестей. Русские и дружественные племена пытались разузнать в стане неприятеля о русском унтер-офицере, но дело заканчивалось безрезультатно. Однако, позже выяснилось, что русский унтер-офицер и арба с имуществом были захвачены в плен шайкой враждебных кипчаков Пулат-хана. Сопровождавшие солдаты погибли, а Данилов был доставлен в Маргилан к Пулат-хану.
До русских в Намагане доходили слухи, что Пулат-хан прельщал русского унтер-офицера богатством и высокой должностью при переходе в ислам. Обращение в ислам иноверца обещало место в раю, и Пулат-хан был в этом упорен. Однако, по слухам, Данилов не поддавался уговорам и угрозам и стойко стоял в православной вере. Когда русские войска под командованием генерал-майора Михаила Дмитриевича Скобелева выбили неприятеля из Маргилана, то Скобелев решил сам произвести расследование по делу Фомы Данилова. К нему на допрос привели пленных сипаев (так тогда в русской прессе называли воинственных мятежников).
Плененный сипай рассказал Скобелеву подробности истории пленения Фомы Данилова. Журнал «Русский инвалид» так об этом писал в номере от 27 апреля 1876 года: «Унтер-офицер Данилов по доставлении его в Маргелан был тотчас же приведен на площадь перед урду, где жил Пулат-хан. Вышедший к нему на встречу ташкенец Абдул-Мумын двукратно предлагал Данилову, по приказанию Пулата, перейти в мусульманство, обещая за это богатства, хорошие должности и угрожая в противном случае расстрелом. Унтер-офицер Данилов оба раза с негодованием отверг эти предложения, причем на вторую попытку Мумына сказал: «В какой вере родился, в такой и yйду; а своему Царю дал клятву не изменять, и буду Ему верен».
По приказанию Пулат-хана, пробовал Абдул-Мумын еще в третий раз прельстить Данилова, причем снова угрожал в случае отказа pacстpeлoм. Тут уже Данилов, выбранив всех присутствующих, произнес: «Напрасно вы, собаки, надрываетесь. Ничего с меня не возьмете, а хотите моей погибели, так делайте».
Видя, что уговоры и посулы не действуют на Фому, палач Абдул-Мамын решил показать Данилову казнь восьми старцев-чаудоров (туркмен). «Некогда храбрые воины, седобородые аксакалы, покрытые лохмотьями, были как тени «подземного царства». Измученных голодом и страхом смерти, их, как перевязанных ягнят, палачи потащили к месту казни. Их связали по рукам и ногам, положили навзничь и выкололи глаза. А потом предали мучительной смерти. Эти истязания ни к чему не привели. Фома не отрекся от своей веры». Тогда, по приказанию Мумына, бросились сипаи на Данилова и, связав руки, привязали к доске, прикрепленной к арбе. Не позволил только Данилов снять с себя крест и сапоги, сказав: «Погодите немного, когда все закончится, тогда и возьмете». И крест оставили и сапогов с него не сняли. Когда против Данилова стали, по приказанию Мумына, 25 человек сипаев с ружьями, перекрестился русский унтер-офицер, насколько позволяли ему не туго связанные руки и стал молиться. Он бесстрашно поднял глаза на своих палачей». Сипаи дали по нему «неправильный залп», стремясь не убить, а тяжело ранить. Стреляли почти в упор. Герой жил еще около часу. Пощады он не попросил, ему было 29 лет. Смерть Фомы произвела огромное впечатление на туземцев, которые говорили, что «русский солдат умер как настоящий батыр». Пропагандистская акция, затеянная Пулат-ханом, дала обратный эффект. Местные жители увидели не слабость, а силу духа простого русского солдата. Восстание Пулат-хана стало терять поддержку в народе.
Коканд был взят русскими войсками12 февраля 1876 года, а 19 февраля Кокандское ханство было присоединено к Российской империи. На его месте образована Ферганская область. Генерал-майор Скобелев был назначен военным губернатором этой области и командующим войсками. Пулат-хан был схвачен - его выдали сообщники. 1 марта 1876 года он и некоторые его подручные военно-полевым судом были приговорены к смертной казни за зверства над русскими пленниками. Повешены они были на той самой площади Маргелана, где был замучен Фома Данилов и другие пленные. Все злодеи этой истории были установлены и уничтожены русскими солдатами в боях. Узнав о подвиге воина-мученика, русские солдаты нашли его могилу и перезахоронили его останки по христианскому обряду.
Фома Данилович Данилов (Лотарев) родился в 1846 году в селе Кирсановке Пономаревской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии. Фома был младшим сыном в семье Даниила Васильевича и Татьяны Сидоровны. В метрических книгах и ревизиях фамилия семьи не указана, так как они были из «экономических крестьян». В документах герой назван Фома Данилов. Таким образом, Данилов не фамилия в нынешнем понимании этого слова, а отчество. Более поздние потомки семьи носили фамилию Лотаревы. У Фомы был старший брат Андрей, а также сестры - Мария, Евдокия, Хиония и Анна. В 1864 году он женился на Ефросинье Филипповне Тугих. В 1869 году Фома Данилов был призван на 10 лет на военную службу. В 1873 году он был произведен в унтер-офицры и вскоре стал каптенармусом 2-го Туркестанского стрелкового батальона - это старший унтер-офицерский чин, подразумевающий заведование военным имуществом.
О доблестном поведении и геройской гибели унтер-офицера Данилова было объявлено в приказе по туркестанским войскам и сообщено самарскому губернатору для объявления обществу и родным погибшего героя. История эта облетела все русские газеты. Писатель Федор Достоевский писал в январе 1877 года: «Этот герой принял муки за Христа и есть великий русский; народ это оценит и не забудет, да и никогда он таких дел не забывает». За Богом молитва, а за царем служба – не пропадает.
Не были забыты и близкие героического унтера. В земских обществах проводилась подписка в помощь семье Данилова, благотворителями собрано 1 320 рублей, из них 600 рублей были отложены до совершеннолетия дочери героя, а оставшаяся сумма передана его вдове. Государь император Александр II восхитился силой духа русского воина и повелел назначить вдове пожизненную пенсию 120 рублей в год, пенсия была назначена и его дочери. Сын его брата Андрея Федот глубоко чтил память своего дяди. Вместе с группой крестьян он совершил паломничество в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, в память о геройском сроднике своем принес он оттуда икону «Усекновение главы Иоанна Предтечи», освященную при Гробе Господнем.
В настоящее время поднимается вопрос о канонизации Фомы Данилова. Дата памяти героя 3 декабря по новому стилю. Уже сегодня написаны иконы мученика за веру Фомы, и эти иконы выставлены в целом ряде храмов (причем, не только в Самаре, где Фому считают «своим», но и ряде других городов России). Составлена даже «Служба мученику Фоме Данилову» (автор — иерей Игорь Соловьев, г. Самара). «Моли Бога о нас Христолюбивый воин Фома». Вечная слава героям России!