«Как русский лейтенант сжег турецкий флот»

7 июля отмечается День воинской славы России - день победы Российского флота над флотом Османской империи в битве в Чесменской бухте.

Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Портрет второй половины XVIII века

Российская империя, закрепившаяся на Балтике, стремилась выйти и на берега Черного моря, что не устраивало Османскую империю, за несколько столетий привыкшую к своему исключительному положению в Черноморском регионе. В правление императрицы Екатерины Великой борьба с турками стала главным приоритетом внешней политики России.

В 1768 году противостояние двух великих держав переросло в войну, которая продемонстрировала, что русская армия в сухопутных сражениях значительно превосходит своего противника. Однако главной опорой Османской империи был ее  большой военный флот, которому Россия на Черном море могла противопоставить лишь малочисленную Азовскую эскадру. И тогда возник план противопоставить туркам Балтийский флот, отправив его в экспедицию к берегам Эгейского моря. Балтийский флот был модернизирован и усилен.

Командующий Первой эскадрой адмирал Григорий Андреевич Спиридов. Портрет второй половины XVIII века

В начале 1768 года граф Григорий Орлов на основании проекта своего брата Алексея предложил императрице идею - отправить российскую эскадру в Эгейское море и с ее помощью поднять православные народы, находящиеся под гнетом османов, на восстание. В январе 1769 года эта идея была оформлена в «Манифесте к славянским народам Балканского полуострова», в котором русская императрица гарантировала военную помощь и поддержку православным братьям. Общее руководство экспедицией было поручено  графу Алексею Орлову. Командующим первой эскадрой экспедиции в составе 7 линейных кораблей, 1 бомбардирского корабля, 1 фрегата и 9 вспомогательных судов стал адмирал Григорий Андреевич Спиридов.

Командующий Второй эскадрой контр-адмирал Джон Эльфинстон. Портрет второй половины XVIII века

Экспедиция началась 6 августа 1769 года. Через две недели похода самый мощный корабль эскадры «Святослав» из-за течи вынужден был лечь на обратный курс. Затем «Святой Евстафий» потерял фок-мачту (переднюю мачту). К моменту прибытия на промежуточную стоянку в Копенгагене  помимо поломок  на судах началась эпидемия – 50 матросов скончались. Адмирал Спиридов  взамен  нанял датских военных моряков. Кроме того, вместо «Святослава»  адмирал присоединил к своей эскадре линейный корабль «Ростислав», шедший из Архангельской верфи  на Балтику.

В итоге до Гибралтара в середине ноября 1769 года добрался только один корабль — «Святой Евстафий». Затем к месту сбора подошли еще несколько кораблей. В итоге эскадру в районе предполагаемых боевых действий составили семь судов: четыре линейных корабля, фрегат и два пинка (суда малого водоизмещения). Несмотря ни на что, эскадра добралась до берегов Греции, где и планировалось начать боевые действия.

Могила лейтенанта Дмитрия Сергеевича Ильина - героя Чесменской битвы

Османский флот мог без проблем покончить с русской эскадрой, но турецкие лазутчики, не поняли, что это и есть грозный военно-морской флот России. А русские, помолясь усердно Богу, отслужив молебны святому Николаю Чудотворцу, покровителю мореходов и святому апостолу Андрею Первозванному, покровителю Российского флота, приступили к десантным операциям. При поддержке восставших греков, они захватили несколько городов, в том числе и мощную турецкую крепость Наварин.

А в мае 1770 года на помощь Орлову и Спиридову прибыла вторая эскадра в составе четырех линейных кораблей и двух фрегатов под командованием контр-адмирала Джона Эльфинстона. Путь второй эскадры мало чем отличался от пути первой — потерянные корабли, больные матросы, срочно нанятая замена, которую, составили англичане. В итоге к моменту встречи с флотом Османской империи объединенная эскадра имела в своем составе – 9 линейных кораблей различной вооруженности, бомбардирский корабль, 3 фрегата и несколько малых судов. Общее вооружение составляло  740 орудий, а общее число русско-датско-английских экипажей было около 6 500 человек. Накануне битвы иностранные матросы принесли присягу на верность Российской державе.

Бомбардирский корабль «Гром». Историческая реконструкция

24 июня (5 июля по новому стилю) русская эскадра, оперативное командование которой получил адмирал Спиридов, встретилась с турецким флотом в Хиосском проливе. Турки, которыми командовали капудан-паши (адмиралы) Ибрагим Хусаеддин-паша, Хасан-паша и Кафер-бей, располагали 16 линейными кораблями, 6 фрегатами, 19 галерами и шебеками и 32 вспомогательными судами с 15 000 человек на борту. Общее вооружение составляло 1 430 орудий.

Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии. В первой находилось 10 линейных кораблей, во второй – 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии. Турки предпочитали артиллерийскую дуэль на дальних дистанциях, где у них было очевидное преимущество. Если же что-то пошло бы не так, капудан-паши намерены были отойти в Чесменскую бухту под защиту береговой артиллерии.

Правильно оценив обстановку и слабые стороны боевого построения турецкого флота, адмирал Спиридов предложил следующий план атаки. Линейные корабли, построенные в кильватерный строй, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения кораблей первой линии, удар предназначался по кораблям второй линии. В этом проявилось новаторство Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику. Такое построение было связано с риском, т.к. русские, сближаясь с противником, подвергались продольному огню артиллерии турецких кораблей. Расчет Спиридова был построен на быстроте сближения.

Российский флот накануне Чесменского сражения. Картина начала XIX века

Утром 24 июня (5 июля) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа», за ним – «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Около 11 часов русская эскадра, в соответствии с ранее разработанным планом атаки, повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю.

Чесменское сражение. Картина начала XIX века

Около полудня турецкие корабли открыли огонь по русским кораблям. Спиридов приказал атаковать флагманский корабль турок «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя команд «Святого Евстафия» и «Реал-Мустафы» турецкий корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Святой Евстафий». С гибелью турецкого флагманского корабля управление турецким флотом было нарушено. Вот что записано в журнале флагманского корабля «Три иерарха»: «Проходя близко неприятельского флота, мы стали палить по нем из пушек с ядрами, что происходило и с прочих нашего флота кораблей; и оное сражение происходило до исхода 2 часа, а в исходе 2 часа весь турецкий флот снялся с якоря и пошел в местечко Чесма, и стал там на якорь. В 2 часа поворотили мы через оверштаг». Под сильным артиллерийским огнем кораблей эскадры Спиридова турецкий флот в беспорядке отступил в Чесменскую бухту. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к российскому флоту.

Медаль в память победы в Чесменском сражении

В сражении русские матросы проявили исключительный героизм и мужество. Так, например, во время абордажного боя «Святого Евстафия» и «Реал-Мустафы» один из российских матросов хотел захватить турецкий флаг, но ему при этом прострелили руку, когда же он протянул другую руку, то ему была нанесена рана клинком. Тогда он, вцепился зубами в полотнище флага. На следующий день был созван военный совет под председательством главнокомандующего А. Г. Орлова, в котором участвовали Г. А. Спиридов, С. К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю. В. Долгоруков, И. А. Ганнибал и другие командиры.

Эскадренный броненосец российского военного флота «Чесма». Фото 1916 года

Орловым и Спиридовым было решено, используя ночной бриз, дувший с моря на берег, поджечь турецкий флот в Чесменской бухте. В воспоминаниях Г. А. Спиридова об этом сказано так: «Итак, не мешкая нисколько, согласно с графом Алексеем Григорьевичем, так и с другими флагманами, с которыми со всеми и всегда согласно действовал, дал диспозицию для сожжения всего турецкого флота».

Был создан специальный отряд под командованием младшего флагмана контр-адмирала С. К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и пока турки находились в замешательстве, непрерывно метать бомбы в турецкие корабли, что и было исполнено. Одновременно начали готовить четыре брандера.

В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей. В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.

В 5 часов пополудни бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 7 июля, в день чествования Рождества Иоанна Крестителя, к нему присоединился линейный корабль «Европа», а к 1:00 — «Ростислав», в кильватере которого пришли брандеры. «Европа», «Ростислав» и подошедший к ним «Не троньменя» образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30, в результате огня «Грома» и «Не троньменя»  загорелось несколько кораблей. Огонь быстро распространился с горящих парусов на корпус  и на другие корабли в бухте.

После взрыва в 2:00 турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять, один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблем, а четвертый под командованием лейтенанта Дмитрия Сергеевича Ильина, командира мортирной батареи на бомбардирском корабле «Гром» сцепился с 84-пушечным линейным кораблем. Ильин поджег брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Турецкий корабль взорвался и поджег большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля. Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы захватить два еще не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось еще 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4.

К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершен. К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов; лишь один линейный корабль «Родос» с 5 галерами был захвачен в плен. Погибло 11 тысяч турок. Русский флот потерял один линейный корабль и четыре малых судна-брандера, погибло 650 человек. Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии: «Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать».

Адмирал Спиридов доложил президенту Адмиралтейств-коллегии графу Чернышову: «неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи».

Удар, нанесенный по турецкому флоту в Чесменском сражении, серьезно повлиял на ход войны, позволил русским кораблям не только нарушить коммуникации противника в Эгейском море, но и блокировать Дарданеллы. Несмотря на то, что русско-турецкая война длилась после Чесменского сражения еще четыре года, во многом ее победный для России исход был предопределен триумфом русского флота.

О славной победе флота Российского узнала вся Европа. Императрица Екатерина II писала графу Орлову: «Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; беспристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие, и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют вопреки коварства и ухищрения свои».

Императрица наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Святого апостола Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили ордена Святого Победоносца Георгия 2-й степени, капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский были удостоены ордена Святого Победоносца Георгия 3-й степени, командиры всех брандеров получили ордена Святого Победоносца Георгия 4-й степени. Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии – «Чесменский», а за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Святого Победоносца Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.

По распоряжению Екатерины II для прославления победы была воздвигнута Чесменская колонна в Царском Селе, а также построена Чесменская церковь святого Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота. В память о Чесменской победе были отчеканены золотые и серебряные медали. Указ императрицы гласил: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице».

Победа в Чесменском сражении имела важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданеллы и приморских крепостей. Все это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.